16 (29) июля
Преподобномученик
Ардалион (Пономарев)
Преподобномученик Ардалион родился 22 июля 1877 года в селе Романовском Верхотурского уезда[1] Пермской губернии в семье псаломщика Ипполита Пономарева и в крещении был наречен Александром. В 1899 году он окончил Пермскую духовную семинарию и был рукоположен во священника к Николаевской церкви Быньговского завода Екатеринбургского уезда[2] той же губернии и назначен законоучителем в земское начальное училище. В 1900 году он был переведен в Сретенский храм Пышминского завода и определен преподавателем Закона Божия в Министерское начальное училище, в Сарапульское земское училище в деревне Сарапулке и заведующим и законоучителем церковноприходской школы. Летом 1905 года отец Александр вместе с духовенством Екатеринбурга участвовал в течение трех дней в богослужениях, совершавшихся протоиереем Иоанном Кронштадтским в храмах города.
В 1910 году отец Александр был назначен заведующим Екатеринбургской епархиальной псаломщицкой школой, а в 1912 году – шадринским уездным миссионером и членом Шадринского отделения Екатеринбургского епархиального училищного совета. В 1914 году за миссионерские труды он был награжден грамотой Святейшего Синода, в 1915‑м – назначен законоучителем Шадринской учительской семинарии, в 1917‑м – директором семинарии. В 1918 году отец Александр был назначен настоятелем Михаило-Архангельской церкви Ревдинского завода в Екатеринбургском уезде, а в 1920‑м – настоятелем Александро-Невской церкви в городе Екатеринбурге, построенной купцом П.В. Лузиным и потому местными жителями называвшейся Лузинской.
В 1923 году отец Александр был назначен настоятелем Успенской церкви при Верх-Исетском заводе в Екатеринбурге и в том же году возведен в сан протоиерея. Образование в это время было уже монополизировано государством и, соответственно, стало целиком атеистическим, и перед священником встала трудная задача – каким образом дать полноценное образование своим младшим детям. Составив программу для обучения детей, он общеобразовательные и вероучительные предметы преподавал сам, а уроки математики, химии и физики дети брали у частного преподавателя.
В конце 1920-х годов власть в стране развернула очередную кампанию по закрытию храмов. Заместитель ПП ОГПУ по Уралу писал о храме, в котором служил отец Александр: «Успенский собор является пунктом группирования чуждых антисоветских элементов, которые оказывают религиозное и политическое влияние на рабочих. Из этой церкви идет руководство религиозной работой даже за пределы Свердловского округа». В 1932 году Успенский храм был закрыт, и отец Александр с супругой и младшим сыном Григорием переехали в город Невьянск, где он стал служить в Вознесенском храме при кладбище.
В 1932 году скончалась супруга священника Надежда, и в 1933 году он был пострижен в монашество с именем Ардалион и назначен настоятелем Свято-Троицкой церкви города Миасса Уральской области. 19 декабря 1934 года он был возведен в сан игумена. Вскоре, однако, Свято-Троицкий храм был закрыт, и отец Ардалион вынужден был вернуться в Невьянск и поселился у сына.
Челябинская епархия не имела в то время правящего архиерея и подчинялась то епископу Свердловскому, то Омскому, но после ареста последнего она осталась без управления. В декабре 1935 года состоялось заседание церковного совета, который решил просить Заместителя Местоблюстителя митрополита Сергия назначить к ним епископа. «Учитывая то обстоятельство, что Церковь без епископа быть не может <...>, – писали члены церковного совета, – мы в течение продолжительного времени сиротствуем и остаемся как овцы без пастыря».
В решении приходского совета далее указывалось, что, поскольку православный храм в Челябинске отсутствует, кафедральным храмом мог бы быть великолепный храм в Каслях, находящийся в прекрасном состоянии. Благочинный, протоиерей Александр Можаев, после этого собрания отбыл в Москву к митрополиту Сергию, но тот отказался послать к ним епископа, ссылаясь на то, что несколько раз уже посылал епископов, однако местные власти всякий раз отказывали им в регистрации, и порекомендовал найти кандидата на месте. 13 февраля 1936 года благочинный отправился в областное епархиальное управление, где ему порекомендовали рассмотреть для рукоположения в сан епископа кандидатуру игумена Ардалиона (Пономарева), находившегося в то время в Невьянске. Для переговоров с отцом Ардалионом выехали представители приходского совета Вознесенской церкви в Каслях. 23 февраля отец Ардалион прибыл в Касли, где на совещании приходского совета выразил согласие быть Челябинским епископом. Теперь было необходимо получить благословение митрополита Сергия на назначение отца Ардалиона настоятелем Вознесенской церкви, чтобы впоследствии он был зарегистрирован на этой должности властями, а после этого хиротонисан во епископа, что можно было бы представить властям как очередную награду.
В марте 1936 года отец Ардалион прибыл к митрополиту Сергию в Москву. Он рассказал, что приходский совет желает иметь своего епископа с жительством в Каслях и как кандидата выдвигают его. Митрополит сказал, что он неоднократно возбуждал перед гражданскими властями вопрос о создании епархиального управления в Челябинской области, но власти не отреагировали на его предложения. Он благословил отца Ардалиона быть настоятелем Вознесенской церкви и тогда же, по-видимому, возвел его в сан архимандрита.
С приездом отца Ардалиона в Касли в приходе оживилась религиозная жизнь; как свидетельствовал впоследствии один из священников на допросе, архимандрит Ардалион призывал священников быть более активными, вливал в них «дух бодрости, бичевал за пассивность <...>. Требовал усиленно отстаивать религию, привлекать больше верующих». В то время некоторые еще надеялись, что после принятия новой конституции будет если не полное прекращение атеистической пропаганды и репрессий, то хотя бы некоторое смягчение позиции государства по отношению к Церкви. Отец Ардалион первоначально также надеялся, что государство предоставит Церкви какие-то свободы, однако, изучив внимательно проект новой конституции, он понял, что государство еще жестче закрепляет закон об отделении Церкви от государства и оставляет лишь за собой право на антирелигиозную пропаганду.
21 декабря 1936 года уполномоченный районного отделения НКВД выписал постановление об аресте десяти человек – священников, диакона, псаломщика и среди них архимандрита Ардалиона. 22 декабря, в тот день, когда начались аресты, отец Ардалион отправился навестить сына, служившего псаломщиком в Невьянске. 25 декабря отец Ардалион выехал в Верхний Уфалей, чтобы подать в финансовом отделе декларацию о доходах. Здесь он узнал, что священники Вознесенской церкви арестованы, и вернулся в Невьянск.
4 января 1937 года архимандрит Ардалион был арестован и заключен в челябинскую тюрьму; на следующий день начались допросы. Отец Ардалион отрицал предъявляемое ему следователем обвинение – участие в контрреволюционной организации, о существовании которой он даже и не знал. Тогда ему были предъявлены показания арестованных священников, в которых они оговаривали и себя, и его, но все их он категорически отверг.
Наконец во время очередной очной ставки следователь сказал ему: «Вам делается уже четвертый раз очная ставка по конкретным фактам вашей контрреволюционной деятельности. В данном случае по показаниям свидетеля <...> изобличаетесь как непримиримый враг советской власти. Следствие предлагает прекратить заниматься запирательством и давать конкретные показания о вашей контрреволюционной деятельности». – «Следственная власть не только не может обвинить меня в контрреволюционности, а даже в простой нелояльности к ней <...>. Показания свидетеля <...> считаю ложными <...>. Приписываемого мне разговора с ним не вел, хотя он был у меня в декабре <...> с неизвестной для меня целью», – ответил священник.
22 марта 1937 года было составлено обвинительное заключение, в котором архимандрит Ардалион обвинялся в активном участии в контрреволюционной организации и, хотя «виновным себя не признал, но достаточно изобличен показаниями свидетелей и обвиняемых». 13 июня 1937 года Особое совещание при НКВД СССР приговорило его к пяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере. К такому же сроку были приговорены и все обвиняемые.
После приговора отец Ардалион был отправлен в Котласский пересыльный лагерь, а затем в Ухтпечлаг и вскоре – в Воркутпечлаг. В заключении архимандрит Ардалион прожил недолго – он скончался от голода 29 июля 1938 года в стационаре лагпункта Адак[3] и был погребен, как свидетельствует акт, подписанный лагерным начальством, «на гражданском кладбище „Адак“ в могиле глубиною 2 метра. Труп одет в нательное белье и положен головой на восток. К правой ноге привязана дощечка с надписью фамилии, имени, отчества и даты смерти. На могиле поставлен столбик с такой же надписью».
Игумен Дамаскин (Орловский)
«Жития новомучеников и исповедников Церкви Русской. Июль. Ч.1»
Тверь. 2016. С. 353–359
Примечания
|