Обращая внимание на значение подвига новомучеников, патриарх Кирилл подчеркивает: «В наше время, когда людям трудно оторваться от своей повседневности, поставить под сомнение привычный комфорт, особенно важно во весь голос говорить о наших отцах, братьях, сестрах, которые погибли, но остались верны Господу. Об этом подвиге должны знать все, – это наша задача, это наш венок на их могилу»[1].
Сегодня Церковь и школа, руководствуясь документом «О мерах по сохранению памяти новомучеников, исповедников и всех невинно от богоборцев в годы гонений пострадавших»[2], принятом 2 февраля 2011 г. Архиерейским Собором Русской Православной Церкви, активно взаимодействуют, разрабатывая новые методики, направленные как на изучение и сохранение памяти о новомучениках и исповедниках Церкви Русской ХХ века, пострадавших в годы гонений, так и на формирование нравственных ориентиров у подрастающего поколения.
В этом направлении немало сделано в Курском регионе. Особенно важно учебно-методическое пособие «Изучение жизни и подвига новомучеников и исповедников российских ХХ века в образовательном пространстве регионов Центральной России», разработанное Ильиной З.Д. и Пигоревой О.В. , где изложены материалы для изучения жизни и подвига новомучеников. Они основаны на житиях, составленных архимандритом Дамаскиным (Орловским). Пособию присвоены грифы Синодального отдела религиозного образования и катехизации и Издательского Совета. По предложению Синодального отдела пособие было рекомендовано для использования в епархиях Русской Церкви. Также по согласованию с авторами название пособия изменилось на «Изучение жизни и подвига новомучеников и исповедников Церкви Русской в школе»[3], т.е. оно приобрело всероссийский характер.
На Рождественских Чтениях в 2017 г. большой интерес педагогической общественности вызвал доклад Ильиной З.Д. об этом пособии. По просьбе педагогов из разных регионов России было роздало около 70 экземпляров. Пособие использовалось и на секции «Новомученики и исповедники РПЦ» на Глинских чтениях, которые проводятся ежегодно в Свято-Троицкой Сергиевой лавре. Отзывы педагогов о пособии положительные, к его достоинствам они относят наличие поурочных разработок и дополнительных материалов, применение которых не ограничено территориальными рамками Курского региона. В настоящее время идет накопление опыта использования пособия при изучении житий новомучеников и исповедников Церкви Русской. Стоит задача обобщения этого опыта.
Обращаясь к житиям новомучеников и исповедников, школьники приобщаются к истории Отечества и Русской Православной Церкви, знакомятся с такими понятиями как «святость», «подвиг», «жертвенность», «канонизация», знакомятся с жизнью конкретного человека, который в своей земной жизни следовал евангельским заповедям; изучают основы религиозной политики советского государства в разные периоды, формы и методы ее осуществления. Кроме того, они, как правило, получают знания о том, как собирались и были получены сведения о жизни и подвиге новомучеников и исповедников Церкви Русской.
Попытка понять мотивацию поступков святого человека, воплотившего в себе совершенную личность в конкретных жизненных и исторических условиях, стремление «постичь силу духа человека, следовавшего нравственным идеалам православной веры в условиях антирелигиозного террора в ХХ столетии»[4], ставит перед подростком вопросы о цели жизни, о собственных ценностных ориентирах.
Мой личный опыт участия во Всероссийском конкурсе юношеских исследовательских и проектных работ по историко-церковному краеведению в качестве эксперта и рецензента в течение нескольких лет убеждает, что соприкосновение с жизнью святого зачастую меняет внутреннее состояния учащегося (они сами об этом говорят). При этом подростам становятся понятны духовные истоки событий прошлого.
Покажу это на примерах. В одной из учебно-исследовательских работ, посвященной жизни и подвигу новомученицы Наталии Копытиной, под руководством педагога в Государственном архиве Липецкой области были изучены метрические книги и другие архивные документы, касающиеся жизни и подвига мученицы. Также юные исследователи посетили места, связанные с ее жизнью до ареста, собрали фотоматериалы семьи мученицы из семейных архивов родственников. В родном селе святой провели интервьюирование и рассказали о ней жителям и родственникам, многие из которых не знали о том, что их односельчанка причислена к лику святых, восстановив тем самым память о ней в родных местах.
Но самый главный результат, который был достигнут, выражен словами самих юных исследователей. Они пишут, что «исследование жизни и подвигов новомучеников и исповедников не оставляет нас на достигнутом, хочется больше узнавать о людях великой силы духа, учителях нравственности. И таким примером стойкости, веры и любви, верности Богуявляется для нас мученица Наталия. Из жития мученицы хочется черпать силы для исполнения своего жизненного подвига».
Мы видим, что осмысление подвига новомучеников через их жизнь, через изучение опыта следования заповедям Христовым в различных обстоятельствах жизни в контексте исторической эпохи, открывает широкие возможности не только для изучения этой эпохи, но и для нравственного совершенствования самих учащихся, знакомства их с теми, кто воплотил в своей жизни заповеди Христовы и показал этот путь, а через соприкосновение с этим живым опытом – к приобщению к православной вере.
Другой пример. По нашей просьбе в одной из средних школ Тульской области под руководством преподавателя Тульского государственного университета им. Л.Н. Толстого Капуры Н.В. был подготовлен доклад ученицы 7 класса Марии о мученице Татиане (Гримблит), с которым она выступила на классном часе. Она рассказала о житии и пути, выбранном мученицей. Обсуждение в классе развернулось вокруг поступков Татианы, связанных с ее самопожертвованием в ущерб собственным интересам. Женскую половину класса поразило, что сама нуждаясь, Татиана отдавала последнее. В ходе развернувшегося разговора, педагог имела возможность обратить внимание и разъяснить школьникам понятие «подвига», различие между подвигом новомучеников за Христа пострадавших и героического подвига (например, в бою).
На этих примерах видно, что совместная работа педагога и школьника с житиями содержит в себе воспитательную, образовательную и нравственную составляющие.
Большое впечатление произвела на школьников информация о том, как проводилась работа по собиранию сведений о жизни и подвиге новомучеников. Детям было рассказано о том, что еще с конца 1970-х гг. о тех, кто пострадал за веру, собирались устные сведения в различных регионах России, а после открытия архивов в 1990-е гг. и до сегодняшнего дня проводится работа по изучению архивных документов как дореволюционного, так и советского периодов. Эти документы были положены в основу житий новомучеников и исповедников. Кроме того, было рассказано, что проводится работа по сбору документов личного происхождения новомучеников, т.е. их писем, дневниковых записей. Внимание школьников было акцентировано на том, что эти документы в совокупности позволяют установить время и места служения новомучеников и исповедников, перипетии их жизненного пути, их отношение как к событиям собственной жизни, так и тем историческим и общественным событиям, свидетелями которых они являлись. Было отмечено, что все это позволяет говорить о высокой исторической достоверности житий новомучеников и исповедников Церкви Русской. В ходе обсуждения были приведены слова составителя житий новомучеников и исповедников архимандрита Дамаскина (Орловского) о том, что сегодня можно «в достаточной полноте и точности узнать, что происходило в то время, какова подлинная история Русской Православной Церкви в ХХ веке, и составить исторически достоверные жизнеописания мучеников, основанные на широком историческом материале»[5].
Таким образом, важно, чтобы сведения о жизни и подвиге новомучеников и исповедников Церкви Русской, добытые долгим и кропотливым трудом церковных и светских историков, нашли свое применение в педагогической практике. Изданные на сегодняшний день жития новомучеников и исповедников Церкви Русской, в основе которых – документально подтвержденные данные, – в рамках поставленных Церковью задач могут найти свое применение в современной школьной педагогике не только с целью изучения истории России ХХ века, но в первую очередь – с целью обращения подрастающего поколения к высокому нравственному идеалу, явленному новомучениками и исповедниками.
В заключение подчеркну, поставленные сегодня задачи духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения требуют дальнейшей напряженной совместной работы Церкви и школы по выработке методов и способов донесения до подрастающего поколения жизни и духовного подвига новомучеников и исповедников Церкви Русской. Обобщение этого опыта, в том числе, на основе использования курского пособия «Изучение жизни и подвига новомучеников и исповедников российских ХХ века в образовательном пространстве регионов Центральной России», было бы очень полезно для всей педагогической общественности России.
[1] Патриарх Кирилл: Новомученики – это герои / Заседание Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской Москва, 18 ноября 2015 г. URL: Патриархия.ru. (дата обращения 19.01.2018)
[2] О мерах по сохранению памяти новомучеников, исповедников и всех невинно от богоборцев в годы гонений пострадавших / Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 2011 г. // Журнал Московской Патриархии. Специальный выпуск. – 2011. – № 3. – С. 46.
[3] Доклад митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия на заседании Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/4659237.html (дата обращения 20.01.2018)
[4] Иноземцева З.П. Нравственный идеал и православные традиции России. Об итогах секции / Сборник материалов VI Всероссийского конкурса юношеских исследовательских и проектных работ по историко-церковному краеведении. – Москва, 2014 г. – С. 57.
[5] Дамаскин (Орловский), игум. История Русской православной церкви в документах Архива Президента Российской Федерации / Вестника архивиста: 2000-летию Рождества Христова посвящается: Специальный выпуск. – М.: Российское общество историков-архивистов, Синодальная комиссия по канонизации святых, 2001. – С. 78-112.