Возможно, только обращение к самому чистому источнику знания – житиям святых и их чтение поможет современному человеку найти ответы на те вопросы, которые тревожат его душу. Особенно, если обратиться к житиям наших новомучеников и исповедников, пострадавших за Христа и во многих случаях отдавшим за него жизнь свою.
Это станет для нас не только частным интересом, но и благом, и пользой. Иногда уже в первых строках жития новомучеников можно найти столь важный для понимания современной жизни совет, так как жизнь всё-таки в своих основах мало изменилась.
Жития написаны просто. Из них мы узнаём, как складывался по-настоящему счастливый образ жизни человека, теперь святого, прославленного Церковью, об образе его мыслей, чувств и переживаний. Например, житие такого святого как священномученик Фаддей (Успенский) рассказывает о его первых шагах с раннего детства, взаимоотношениях с родителями, почему родители были примером для него, как они разговаривали в кругу своей семьи, как прощались при расставании и что при этом думали, что считали в своей жизни главным, а что второстепенным. Почему они считали необходимым для себя и своей души вести дневники, писать письма, использовать каждую возможность, чтобы совершить доброе дело и так боялись повредить душе своей. Чувство иного мира и соотнесенность себя с ним, глубоко жило в наших предках.
На самом деле, чтобы создать такую жизнь, необходимо было приложить много труда душевного, труда многих живших и живущих поколений. Мученик Иван Васильевич Попов писал, что среди конфискованных при аресте вещей, которые ему не вернули после освобождения из тюрьмы, есть фотографии его Родины. Этот факт помогает нам понять, что было дорого этим людям, о чём они переживали не в отвлечённых размышлениях, а самых необходимых для души. Что высокое молитвенное настроение было их насущной потребностью.
В России было много самоотверженных и любящих своё Отечество граждан, серьёзно и глубоко радеющих за него, таких как священномученик Андроник (Никольский) и священномученик Гермоген (Долганев), выдающихся мыслителей, широко образованных пастырей, получивших не только внешние знания, но и просвещенных Духом Святым, посредством тяжёлой и изнурительной работы над своей душой.
При открытии Университетов в провинции в начале XX века пастыри говорили о том, что «Истинная наука и истинное знание, каковыми призывается служить открывающийся … Университет имеют своим единственны источником Господа нашего Иисуса Христа, Его Евангелие, Его Крест, на коем он был распят для спасения человечества». (Сщмч. Гермоген. Слово при торжественном открытии Университета в Саратове 8 декабря 1909 г.).
Но прежде Владыка Гермоген старался устроить в Саратове свой духовный народный университет «вносящий свет истинного знания и духовности озверевшему в материализме обществу», как он выражался тогда.
Но не только широко образованные, но и самые простые крестьяне, любили свою церковь и дорожили жизнью церковной. Так, члены приходского церковного совета, приехавшие в Москву отстаивать свою сельскую церковь, были за это подвергнуты заключению и приняли смерть.
Жития святых расскажут нам о многих людях, которые, живя для Церкви, облагораживали и освящали окружающую их жизнь, отдавая на это служение все свои силы и здоровье не только в условиях царской России и относительно мирной жизни, но и в условиях открывшихся жесточайших гонений на Церковь и веру, в условиях утверждаемого презрительного отношения к привычному, но и дорогому для них образу жизни людей, якобы отсталых в своём развитии от остального мира, хотя и живших так более девяти столетий и создавших могучее православное государство именно благодаря вере и церкви.
Многие из них старались привлечь под покров Церкви как можно больше людей и спасти их в тяжёлое для России время безверия.
В этой деятельности особенно преуспел сщмч. Владимир (Богоявленский), митрополит Киевский, увидевший страшную опасность превращения большей части русского народа в необразованную и безбожную толпу, способную совершить самые ужасные деяния. Увидел, как опасно зародившиеся в душах равнодушие к людям. Как опасен дух критицизма в отношении окружающих людей и жизни.
Наряду с выдающимся дневником Иоанна Кронштадтского «Моя жизнь во Христе», поистине энциклопедией русской жизни начала XX века, есть и письма святых новомучеников и исповедников, написанные ими в годы гонений, драгоценное самосвидетельство претерпевших страдания и муки за Христа. Их тоже можно найти в житиях мучеников и исповедников нашей Церкви.
Это уже жизнь не только во Христе, но и жизнь на Кресте. В тюрьме, в лагере, в далёкой ссылке вдали от близких и дорогих людей, вдали от своих духовных чад, которых они наставляют в своих письмах. Это и их письма родным. Это не совсем обычные письма.
Такой известный московский пастырь, как отец Роман Медведь, создавший христианскую общину в 20-30 годы XX века, оказавшись в заключении, сообщает в свих письмах об исключительных переживаниях, прежде всего, своей не внешней, а внутренней жизни, находясь в тяжёлых лагерных условиях и выполняя тяжёлую, а часто и непосильную работу.
«А так я стараюсь проходить свою школу с терпением, если она мне дана, то, очевидно, для моей пользы, для большего моего смирения, для укрепления в терпении, как новое поприще для самоотвержения, для обретения опытности и многого другого, что мне и неизвестно». (Письмо св. исповедника отца Романа Медведя от 8 сентября 1932 года.)
Или священномученик Вениамин (Воскресенский), который проводил очень важную и кропотливую работу по сбору забытых напевов и мелодий древних церковных песнопений по сёлам и деревням и писавший об этом работы в начале XX века, но также и оставивший нам в своих письмах из заключения размышления об истинном значении Отечества и его понимания именно для нас.
Или такой выдающийся учёный профессор Иван Васильевич Попов: находясь в очередной ссылке, не только работает над трудами по святоотеческому богословию, жизни и трудам Святого Иоанна Златоуста, блаженного Августина, но и обучает соседа крестьянина простым наукам и находит слова христианского утешения для своего коллеги, выдающегося профессора.
Можно вспомнить примеры жизни пастырей их этих житий святых, устраивавших быт и жизнь крестьянам в своей деревне, проводивших в их дома электричество.
Пашущих землю.
Строивших храмы.
Монахинь, воспитывающих детей сирот.
Боровшихся с расколами и неверием.
Помогавшим своим собратьям в тюрьмах и лагерях.
Оставивших нам пророчества о России и мире.
Люди, которые остались в России и не ушли в эмиграцию, знали, что им грозит за верность Матери Церкви.
Россия была и остаётся местом, наиболее расположенным к жизни и спасению, к созданию особой неповторимой картины живого воплощения Евангелия. Это чувствуется даже сейчас.
Верные Церкви отстаивали древнее русское благочестие
Наши мученики и исповедники были людьми очень самостоятельными и исключительно свободными и выбирали путь свободы во Христе, это была очень высокая планка.
Так, сельскохозяйственная коммуна им. Крупской, получавшая высокие места и призы на сельскохозяйственных выставках, была на самом деле монашеской общиной, которая просуществовала до конца 80-х годов XX века. Некоторые члены этой монашеской общины в целях её сохранения даже вступили в партию. Они сумели создать не только образцовое хозяйство, которое вдобавок подвергалось неоднократно разорению и возрождалось, но и сохранить свой монастырь, что было, конечно, для них самым главным. Некоторые общинники пострадали во время жестоких гонений, но все-таки этот островок уцелел, и некоторые монахини дожили до наших дней.
«Конечно, кто из истинных сынов России восстанет на Матерь свою и всем сердцем не пожелает ныне ей осуществления всех исчисленных благих упований; если же имеет веру, то как не обратится к Богу с горячей молитвой о ниспослании милостей Божиих на новый путь, на который ныне страна наша вступает? И это тем более, что Россия, доселе усиленно и, как представлялась очень многим, насильственно удерживаемая на пути, который казался руководителям её правым, не в меру может уклониться на пути левые и на них долго ещё не найти мира, подобно тому как слишком натянутая струна тем более потом уклоняется в противоположную сторону и долго ещё колеблется…
Закон любви Христовой да умягчит суровость законности, в которой предстоит теперь воспитываться русскому народу!» – писал не без иронии сщмч. Фаддей (Успенский) в слове к 27-му апреля 1906 года.
В своих словах и проповедях он не уставал повторять, что те цели, которые ставят перед собой преобразователи России, мечтающие о новой и хорошей жизни, не достигаются путём внешним, не достигаются посредством принесения в жертву безвинных людей, путём насилия, а лишь путём долгой и кропотливой работы над преображением собственной души, следствием которой и будет создание нового и более совершенного общества, то есть, идя по пути Спасения и жизни во Христе. И он, и многие другие мученики и исповедники заранее предупреждали народ, что путь внешних изменений может принести бесчисленные беды России. Что и произошло. Но тем ярче засияли на небосклоне звезды претерпевших до конца своих страданий за Христа мученики. Можно сказать, выкупившим и вымолившим нашу жизнь, дальнейшую жизнь России.