Иерей Максим Максимов, секретарь Синодальной Комиссии по канонизации святых,
клирик Московской епархии
О деятельности синодальной комиссии по канонизации святых
В 1989 году в Русской Православной Церкви впервые за тысячелетнюю ее историю была образована постоянно действующая Комиссия по канонизации святых. Исторически так сложилось, что вопросов в этой области церковной жизни накопилось очень много, потому что во время Синодального периода и в годы гонений в ХХ веке не было возможности прославлять подвижников веры и благочестия в лике святых. Поворотным моментом в жизни Русской Православной Церкви стал Поместный Собор, который проходил в 1988 году, когда праздновался юбилей тысячелетия Крещения Руси.
Начало возрождения церковной жизни совпало со временем празднования этого юбилея. За время после Собора 1988 года в Русской Православной Церкви прославлено много мучеников и исповедников, подвижников веры и благочестия. Историческим итогом церковной жизни минувшего столетия стало прославление на Архиерейском Соборе 2000 года Собора новомучеников и исповедников Российских ХХ века, миру явленных и неявленных, но ведомых Богу.
Соборным Деянием к лику общецерковных святых причислены мученики и исповедники, чьи имена и подвиг на тот момент времени был изучен (таковых оказалось 1097 человек) и чьи имена и подвиг остаются пока неведомы людям, но ведомы Богу, ради Которого претерпели они многоразличные гонения и мученическую смерть.
Архиерейский Собор принял решение: «14. В послесоборное время поименное включение в состав уже прославленного Собора новомучеников и исповедников Российских совершать по благословению Святейшего Патриарха и Священного Синода, на основании предварительных исследований, проведенных Синодальной Комиссией по канонизации святых».
В епархиях Русской Православной Церкви продолжается сбор сведений о пострадавших за веру Христову в годы гонений, а также собираются материалы и о других подвижниках, Синодальная Комиссия по канонизации святых получает большое количество корреспонденции от Правящих Преосвященных относительно этого процесса. Правящим архиереям и образованным по их благословению Епархиальным комиссиям по канонизации святых предлагается в своей работе учитывать следующие рекомендации.
Согласно Определению Священного Синода от 6 июля 1989 года: «Инициатива о возбуждении вопросов о канонизации должна исходить от Священного Синода или от Правящих Преосвященных архиереев». Правящий епархиальный архиерей при обращении к Святейшему Патриарху или в Синодальную Комиссию по канонизации святых берет на себя ответственность за все факты, приводимые как доказательство святости подвижника. Комиссия в первую очередь собирает отклики архипастырей Церкви, которые знают настроения своих священнослужителей и паствы. Все чада Русской Православной Церкви могут направлять в Комиссию по таким вопросам любые сведения и мысли.
Основными критериями канонизации подвижников веры в Русской Православной Церкви являются: праведное житие, православие безукоризненное, народное почитание, чудеса, и если таковые есть, то нетленные мощи.
Критерии к канонизации подвижников к клику общецерковных или местночтимых святых одинаковы, разница заключается лишь в широте почитания: выходит ли оно за границы определенного региона (епархии) или нет.
Канонизация подвижника к лику местночтимых святых производится по благословению Святейшего Патриарха Правящим архиереем. Решение о канонизации подвижника в лике общецерковных святых принимается Архиерейским или Поместным Собором Русской Православной Церкви.
К своему обращению с просьбой прославить подвижника Правящий архиерей должен приложить материалы, доказывающие, что испрашиваемая канонизация соответствует требуемым критериям.
Составляется проект подробного жизнеописания подвижника. К сожалению, не редко присылаемые жизнеописания представляют собой стилистически обработанные жизнеописания подвижника из дореволюционной прессы, где не отображено никакой исторической динамики в вопросе почитания подвижника до наших дней. Все исторические данные жития должны быть подтверждены материалами архивов (справками из архивов или копиями архивных документов).
Житие должно ярко отобразить подвиг человека, его праведную жизнь, исполнение евангельского закона о любви к Богу и ближнему. При этом необходимо учитывать, что нравственная ценность подвига подвижника должна иметь соответствие со Священным Писанием и Священным Преданием Церкви Христовой. Церковная деятельность подвижников, которые являются исторически пререкаемыми деятелями, должна быть глубоко осмысленна и изучена.
Издревле необходимым основанием к канонизации подвижника являлась его прославленность от Бога посредством чудес при жизни и по смерти. Два фактора: посмертное почитание церковным народом и прославленность чудесами по молитвенному предстательству пред Господом подвижника и сегодня являются основными условиями при рассмотрении вопроса о возможности канонизации.
Правящий архиерей, либо сам, либо через уполномоченных лиц, не только собирает сведения о чудесах, но и проводит их освидетельствование, а также предоставляет в Комиссию документальные подтверждения бывшего чуда (будь то медицинские документы, либо свидетельство очевидцев перед Крестом и Евангелием).
Многие чудеса и почитание подвижника связаны с местом его подвигов, а в особенности с местом его погребения. Уместно напомнить, что мощи неканонизированных людей не могут выставляться для всенародного почитания в храмах. Мощи канонизированных подвижников обретаются с благословения Святейшего Патриарха, для чего, если такое благословение дано Его Святейшеством, Правящий архиерей образует специальную церковную комиссию, в состав которой должны быть включены специалисты в области антропологии и археологии. О результатах обретения Правящий архиерей докладывает рапортом Святейшему Патриарху.
Церковная жизнь сегодня кроме трудностей имеет и много утешительных явлений: возникают ранее упраздненные епархии, возрождаются обители и храмы. На этом фоне недопустимы такие случаи, когда делаются попытки ускорить прославление подвижника в связи с юбилеем епархии, монастыря, исторического события. Здесь строгость позиции Комиссии в случае недостаточности оснований или по причине неполноты собранного материала, его проработки, остается без изменения.
В связи с отказом Комиссией в принятии положительного решения, а иногда и до рассмотрения Комиссией вопроса, имели место попытки ускорить решение вопроса канонизации мирским путем: сбором подписей под опросными листами, направление ультимативных требований священноначалию о канонизации такого-то лица, появление ангажированных статей и других материалов в средствах массовой информации. Излишне говорить о недопустимости подобных действий в области церковной жизни.
Знамением времени стало появление массы апокрифической литературы о лжестарцах, лжестарицах, лжесвятых. Апокрифические материалы, сведения о подвижниках, историческая достоверность которых не проверена и сомнительна, являются препятствием к прославлению. Публикация таких материалов с благословения Правящего архиерея недопустима.
Отдельно нуждаются в изучении вопросы литературного наследия подвижника, в частности аспект соответствия его учения с вероучением Церкви Христовой. К канонизации могут предлагаться исключительно чада Церкви Христовой, находящиеся с Ней в общении, исповедники православия безукоризненного. Исключается канонизация отступников и еретиков.
Перед епархиальной властью нередко становится теперь вопрос о некоторых древних подвижниках, почитание которых было прекращено в Синодальный период: следует ли заново проводить акт их канонизации? Если при изучении архивов найдены неоспоримые свидетельства, подтверждающие факт церковного почитания подвижника именно как канонизированного святого (например, известны в старых Минеях молитвословия в честь подвижника, сохранились древние иконописные изображения, древние литературные памятники, проложные сказания, упоминание летописей и другие данные), то повторной канонизации не производится, а по благословению Святейшего Патриарха может быть осуществлено возобновление церковного почитания подвижника в лике местночтимых святых. В остальных случаях, когда не удается найти документов и других доказательств в пользу того, что канонизация состоялась в древности, вопрос рассматривается после предоставления всех необходимых к канонизации материалов.
В случае если почитание местночтимого подвижника расширяется, то Правящий архиерей, ходатайствующий о причислении подвижника к лику общецерковных святых, должен на имя Святейшего Патриарха предоставить материалы, подтверждающие факты почитания подвижника в различных епархиях Русской Православной Церкви.
Включение в Месяцеслов имен святых, канонизированных другими Поместными Православными Церквями, производится по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси по получении извещения о канонизации в той или иной Поместной Церкви.
Особо следует сказать о материалах в отношении новомучеников и исповедников Российских ХХ века.
При сборе материалов о жизни и подвиге мучеников и исповедников Российских Епархиальным Комиссиям по канонизации святых следует приступить к изучению региональных архивов, хранящих документы по истории Церкви, касающиеся эпохи гонений. Это в первую очередь архивы, хранящие документы органов власти, проводивших репрессии в отношении Церкви, а также документы фонда Совета по делам религии, епархиального фонда (если таковой сохранился в государственном архиве), некоторых личных фондов, немало информации о фактах антицерковной политики государства сохранилось в периодической печати того времени. Особое внимание следует при этом уделить выявлению тех, кто не может быть прославлен ни при каких условиях личного благочестия и мужества в условиях следствия: обновленцев и других раскольников, отпавших от единства с Церковью Христовой, секретных осведомителей, лжесвидетелей (как по своим, так и по делам, касающихся других лиц), отрекшихся от веры, сана, монашества. Следуя древней церковной традиции, к прославлению в лике новомучеников и исповедников Российских предлагаются лишь те, кто совершил подвиг мученичества и (или) исповедничества непорочно, не оговорив ни себя, ни других в вымышленных преступлениях.
Очевидно, что к лику новых мучеников и исповедников могут быть причтены те, кто не только по формальным признакам относится к таковым, т.е. живший и пострадавший в эпоху гонений на Церковь, но тот, кто был позван Богом на мучение ради Него и не оступился. Именно поэтому они канонизируются Церковью, т.е. предлагаются всем верующим как совершенный образец веры, надежды и любви к Богу и ближним.
Для рассмотрения вопроса о канонизации пострадавшего за веру в годы гонений помимо жизнеописания предоставляются следующие копии из материалов следственного дела: анкеты арестованного, протоколов всех допросов пострадавшего, обвинительного заключения, приговора тройки и сведения о приведении приговора в исполнение. Если человек арестовывался несколько раз, то требуются копии из всех дел. Если человек получил длительный срок заключения, необходимо выяснить точную дату, место и причину смерти. В отношении исповедников, т.е. тех, кто вышел из заключения, требуется сбор сведений об их церковной жизни после заключения.
Для более подробного составления жития привлекаются епархиальные архивы (послужные списки духовенства), изучаются клировые ведомости, расспрашиваются родственники пострадавших.
В случаях, если материалы вызывают сомнение или смущение, следует приложить свои объяснения, почему епархиальная комиссия сочла возможным ставить вопрос о канонизации пострадавшего в лике новомучеников и исповедников Российских. По всем частным аспектам в вопросах, касающихся прославления свидетелей веры ХХ века, следует обращаться в Синодальную Комиссию по канонизации святых.