Епископ Троицкий Панкратий, Председатель Синодальной комиссии по канонизации святых
Аудиофайл

Епископ Троицкий Панкратий,

Председатель Синодальной комиссии по канонизации святых

 

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО НА КОНФЕРЕНЦИИ
«ПРОСЛАВЛЕНИЕ И ПОЧИТАНИЕ СВЯТЫХ»
Храм Христа Спасителя, Москва, 24 января 2012 года
 
Возлюбленные братья-архипастыри,
всечестные отцы, дорогие братья и сестры!
 
По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Синодальная комиссия по канонизации святых в рамках ХХ Международных Рождественских образовательных чтений проводит сегодня четвертую конференцию «Прославление и почитание святых». Сердечно приветствую ее участников и гостей, собравшихся в этом зале из многих епархий нашей Церкви.
Цель наших конференций – рассказывать о возрожденном в Русской Православной Церкви процессе канонизации святых, о тех трудностях, которые возникают при исследовательской работе в этой области. В повестке дня нашей сегодняшней встречи четыре доклада. Мы поговорим об общих вопросах исследовательской работы по вопросам прославления новомучеников и исповедников Российских (это доклады игумена Дамаскина (Орловского) на тему «Сложности изучения судебно-следственных дел, имеющего целью – включение имени пострадавшего священнослужителя или мирянина в Собор новомучеников и исповедников Российских» и монаха Платона (Рожкова) на тему «Коллаборационизм и прославление святых») и коснемся двух отдельных исторических личностей: царя Иоанна Грозного (доклад на тему «Почему не будет прославлен царь Иван Грозный» представит протоиерей Олег Митров) и великого просветителя Алтая святителя Московского Макария (Невского) (доклад на тему «Святитель Московский Макарий (Невский) как проповедник» представит протоиерей Максим Максимов).
Прошедший год в деятельности Синодальной и епархиальных комиссий по канонизации святых ознаменовался принятием Священным Синодом Русской Православной Церкви «Рекомендаций к деятельности епархиальных комиссий по канонизации святых в епархиях Русской Православной Церкви» (Определение от 5-6 октября 2011 года, журнал № 121), обязательных для исполнения во всех епархиях Русской Православной Церкви. Остановлюсь на основных положениях этого документа.
Первый пункт касается проведения в епархиях исследований о новомучениках и исповедниках. Учитывая современное законодательство, рекомендовано: «Епархиальным комиссиям по канонизации святых иметь в виду, что, учитывая действующее в настоящее время Положение «О порядке доступа к материалам, хранящимся в государственных архивах и архивах государственных органов Российской Федерации, прекращенных уголовных и административных дел в отношении лиц, подвергшихся политическим репрессиям, а также фильтрационно-проверочных дел» от 25 июля 2006 года и аналогичные законодательные акты других государств, на данном историческом этапе, как правило, нет возможности выяснить, сотрудничал ли пострадавший священнослужитель или мирянин с органами ЧК-ОГПУ-НКВД, свидетельствуя против других лиц.
При рассмотрении и представлении в Синодальную комиссию по канонизации святых материалов, касающихся канонизации священнослужителей и мирян, необходимо учитывать вышеизложенное. Исключением могут являться материалы о пострадавших за веру в период с 1917 по 1920 год, причем только в том случае, когда имеются достоверные сведения об исповедничестве и достойном христианина поведении перед смертью. Материалы о пострадавших в более поздний период могут быть рассмотрены Синодальной комиссией по канонизации святых при условии, что документы и исторические свидетельства полностью раскрывают все периоды жизни человека и из них убедительно следует, что пострадавший не сотрудничал с органами ЧК-ОГПУ-НКВД, свидетельствуя против других лиц».
Следующий пункт «Рекомендаций» касается документов, которые необходимо изучить и представить в Синодальную комиссию для рассмотрения вопроса о включении имени пострадавшего за веру в годы гонений в Собор новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Это «документы, подтверждающие основные этапы жизни (получение духовного образования, для священнослужителей и монашествующих – время и имя совершителя рукоположения в священный сан или пострига, участие в деятельности каких-либо церковных обществ, братств, послужные списки и тому подобное); ксерокопию архивно-следственного дела в полном объеме… (отсутствие дела является препятствием к рассмотрению вопроса о канонизации). Кроме того, епархиальным комиссиям настоятельно рекомендуется: изучить дореволюционную епархиальную печать на предмет выявления проповедей и статей по различным вопросам церковной жизни, принадлежащих предлагаемому к канонизации лицу; осуществить поиск и исследование писем, дневниковых записей и иных документов, касающихся предлагаемого к канонизации лица».
Немалый объем поступающих в Синодальную комиссию по канонизации святых материалов представляют вопросы о канонизации праведников и подвижников благочестия. В отношении их епархиальным комиссиям необходимо изучать и представлять в Синодальную комиссию следующие материалы: «публикации, документы архивов, свидетельствующие о жизни праведника; документы, убедительно свидетельствующие о почитании праведника в наше время, о чудесах и молитвенной помощи по его предстательству; при этом епархиальным комиссиям необходимо обратить внимание на то, что все случаи исцелений, по молитвам представляемого к канонизации лица, должны быть убедительным образом документированы. К сожалению, следует признать, что в настоящее время многие публикации, касающиеся современных подвижников благочестия, страдают наличием исторических неточностей, включают в себя апокрифические сюжеты или односторонне излагают сомнительные факты и события. Поэтому при составлении жизнеописания подвижника благочестия также следует изучить все обстоятельства его жизни и церковного подвига. Как и прежде, основными критериями святости признаются православие безукоризненное, высокая христианская жизнь и подвиг во имя Христово, чудеса при жизни и по смерти по молитвенному предстательству праведника, почитание церковным народом.
Не следует направлять в Синодальную комиссию по канонизации святых материалы в отношении лиц, о сути духовного подвига которых мало известно. Известность человека как строителя или возобновителя монастыря, как государственного деятеля, военачальника или лица иным образом прославившегося в истории, – сама по себе не может быть признанным достаточной причиной для канонизации. Следует исключить подачу в Комиссию материалов с просьбой совершить канонизацию, мотивируя ее какой-либо юбилейной датой».
Рекомендации к работе епархиальных комиссий по канонизации святых, принятые Священным Синодом, сформулированы предельно сжато и четко. Безусловно, ни один документ не вместит всего многообразия проблем и трудностей, встречающихся в исследовательской работе в этой области.
Следует отметить, что в этом документе подытожен многолетний церковный опыт. Синодальная комиссия, изучая множество материалов, сталкивается при их изучении с такими сложностями и неожиданностями, которые призывают ее к большой осторожности в принятии решений. Рекомендации, принятые Священным Синодом, основаны на анализе современного положения в области возможности исследований, а также опыта, приобретенного Комиссией за эти годы. Если это подвиг мученика, то всем должно быть ясно, что это подвиг именно мученика, если это преподобный, которого Бог счел нужным прославить чудесами и исцелениями, то эта слава Божия будет очевидна для всех, ее нельзя скрыть, она будет явна и для людей Церкви, и для тех, кто еще не пришел в Церковь. О происшедшем чуде волей-неволей будет свидетельствовать не только сам исцеленный, но и его близкие, и врач, наблюдавший больного до и после болезни. Иногда в самом процессе прославления мы не учитываем действия Промысла Божия. И если какие-либо документы о мученике или праведнике не доступны для нас, мы считаем это случайностью или проявлением чьей-то недоброй воли, не учитывая, что и недоступность для нас тех или иных документов – в воле Божией. Захочет Господь для нас найти, открыть те или иные документы – Он это сделает. У Бога нет невозможного. Никто не может ныне сказать о Русской Православной Церкви, что она пренебрегла духовным достоянием прошлого и не воздала славу подвижникам, и в особенности тем, кто прославил Бога мученической кончиной.
Мы живем в эпоху, в которую тем легче созидать, что наше время было пророчески предуказано нашими мучениками. Священномученик Серафим (Чичагов), незадолго до своей мученической кончины так говорил о своем времени и следующим за ним, то есть о нашем: «Православная Церковь сейчас переживает время испытаний. Кто останется сейчас верен святой апостольской Церкви – тот спасен будет. Многие сейчас из-за преследований отходят от Церкви, другие даже предают ее. Но из истории хорошо известно, что и раньше были гонения, но все они окончились торжеством христианства. Так будет и с этим гонением. Оно окончится, и православие снова восторжествует. Сейчас многие страдают за веру, но это – золото очищается в духовном горниле испытаний. После этого будет столько священномучеников, пострадавших за веру Христову, сколько не помнит вся история христианства».