Епископ Троицкий Панкратий, Председатель Синодальной комиссии по канонизации святых
Аудиофайл
ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО НА КОНФЕРЕНЦИИ
«ПРОСЛАВЛЕНИЕ И ПОЧИТАНИЕ СВЯТЫХ»
Храм Христа Спасителя, Москва, 25 января 2013 года
 
Возлюбленные отцы,
дорогие братья и сестры!
 
По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Синодальная комиссия по канонизации святых в рамках XXI Международных Рождественских образовательных чтений проводит сегодня пятую конференцию «Прославление и почитание святых». Сердечно приветствую вас и благодарю, что нашли возможность присутствовать на нашем научном форуме.
Международные Рождественские образовательные чтения по числу конференций и количеству участников являются одним из очень значимых событий в образовательной и научной сфере деятельности нашей Церкви. Весьма важно, что в общем круге обсуждаемых тем свое почетное место заняла и наша конференция.
В работе Синодальной комиссии по канонизации святых можно выделить два основных вектора работы. Это, с одной стороны, исследовательская деятельность, включающая в себя изучение жизни, христианского подвига, литературного наследия и почитания церковным народом конкретного почившего подвижника веры и благочестия. С другой стороны, Комиссия стремится обобщить некоторые церковно-исторические и духовно-нравственные аспекты в вопросе почитания и прославления святых. Исходя из этого, формируется круг тем, которые мы стараемся затронуть на наших конференциях. В особенности мы ориентируемся на тех, кто занимается исследовательской работой в епархиальных комиссиях по канонизации святых. Для них будет интересным сообщение игумена Дамаскина (Орловского) «Подготовка материалов к канонизации новомучеников на примере Комиссии по канонизации святых Московской епархии». Этот доклад интересен тем, что в нем подводится итог исследованиям, сделанным после изучения всего фонда судебно-следственных дел области. На примере этого исследования видна вся проблематика подготовки материалов к канонизации, основанной на судебно-следственных делах, и те опасности, с которыми может столкнуться Церковь при недостаточно полном исследовании. В иных случаях лучше вовремя остановиться, нежели повредить Церкви.
В докладе протоиерея Олега Митрова «Святые Отечества Небесного и герои Отечества земного» рассматривается на первый взгляд вроде бы простая тема, но на практике оказывающаяся камнем преткновения как для церковной общественности, так и для различных слоев современного общества. Герои и святые – одно ли это и тоже или есть между ними разница?
С 2005 года вышли девятнадцать томов дневников святого праведного Иоанна Кронштадтского. Личность отца Иоанна настолько притягательна и христианский подвиг его жизни настолько легендарен, что и при жизни праведника, и после его кончины люди по-разному составляют его житие, дают оценку его пастырским и богословским трудам. Публикация дневников отца Иоанна – это не только попытка приблизиться к пониманию его святого подвига, его «жизни во Христе», но и необходимое условие для создания в будущем полноценного, всесторонне объективного жития, очищенного от мифологических схем и несоответствующих действительности описаний. Конечно, никакой доклад не заменит чтения самих дневников, но о некоторых проблемах их публикации и вопросах, вставших во время работы по расшифровке дневников, мы сегодня услышим в докладе протоиерея Максима Максимова на тему «О дневниках святого праведного Иоанна Кронштадтского».
В прошедшем году Святейший Патриарх и Священный Синод на своем заседании 4 октября приняли очень важное в вопросе почитания святых определение (Журнал № 94), в котором регламентируется практика обретения мощей подвижников веры и благочестия. Мы имеем сегодня уникальную возможность пообщаться с Виктором Николаевичем Звягиным, доктором медицинских наук, профессором Российского центра судебно-медицинской экспертизы Минздравсоцразвития России. Уже более двух десятилетий Виктор Николаевич активно помогает епархиям Русской Православной Церкви в идентификации святых мощей как вновь обретаемых, так и передаваемых Церкви из музеев после изъятия их в годы советской власти. Виктор Николаевич является автором многих научных разработок, далеко продвинувших науку об идентификации личности и используемых широко в мировой практике. Несколько лет Виктор Николаевич занимался вопросом соотнесения исторических свидетельств о жизни и кончине святого благоверного князя Андрея Боголюбского с возможностями современной науки в вопросе идентификации личности. Об интересных результатах работы мы услышим из его доклада «Великий князь Андрей Боголюбский: медико-криминалистическое исследование останков».
Думаю, будет уместным всем занимающимся или интересующимся вопросами канонизации святых напомнить слова Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, сказанные им на прошлом Архиерейском Соборе: «Одним из недугов нашего времени стало умножение почитания лиц, канонизация которых невозможна. Таким лицам пишутся жития и акафисты, в поддержку их канонизации собираются подписи. Введенный в заблуждение народ недоумевает: почему не прославляют такого-то человека? Многочисленные канонизации, осуществленные в последние десятилетия, дали повод к превратному пониманию этого благодатного процесса церковной жизни, который воспринимается некоторыми не как констатация сложившегося в церковном народе почитания подвижника веры, засвидетельствованного Богом чудесами, а как посмертная награда за труды»[1].
К этому относятся не только те, канонизация которых является невозможной по причине наличия материалов, ей препятствующих, или отсутствия знания о сути их духовного подвига, но и те, кто, будучи государственным деятелем или выдающимся военачальником, мыслится некоторыми обязательно включенным в церковные святцы.
Вместо того, чтобы усиливать патриотическое воспитание на всех образовательных уровнях, разъясняя значение наших выдающихся деятелей для Отечества, некоторые думают одним только включением их в святцы решить очень сложный вопрос национального патриотического воспитания, а между тем только запутывают сам вопрос. Такой переход исторического деятеля в «церковное ведомство» может привести к тому, что он перестанет восприниматься народом как общенациональный герой, так как среди народа есть люди верующие и неверующие, между тем как восприятие его церковным народом останется закрытым, потому что мы ничего не знаем о сути его духовного подвига. Настоящее время – это время, призывающее нас к подвигу, но также призывающее нас к трезвенности и к очищению, прежде всего, своей души, чтобы не вносить нам в церковную ограду, в место святое ничего своего, страстного, соблазнительного, спорного и разделяющего.
 
 


[1] Журнал Московской патриархии. Специальный выпуск. Март. 2011. С. 24.