"Нами недостаточно ясно сознается та важность, которую имеет в жизни нашей религия, не сознается особенно в таком возрасте, каков ваш, юноши и дети. Пока мы живем мало сознательной жизнью, не всматриваясь хорошенько во всё окружающее, не стараясь объяснить происходящие вокруг нас в мире и в человечестве события и явления, пока нам не приходится сталкиваться ни с неразрешимыми вопросами, ни с непонятным противоречием, поражающим наш ограниченный ум, пока мы находим удовольствие во внешних привязанностях, скоропреходящих увлечениях, пока жизнь течет ровным, обыкновенным порядком и человек живет, как живется, — до тех пор значение религии не может представляться ему в надлежащей ясности и полноте. Но бывают случаи, когда вдруг спадает повязка с глаз и многое из того, что было закрыто, открывается тогда, когда жизнь посылает нам тяжелые испытания, когда жизнь, которой вы не знаете, но к которой, однако, готовитесь, вводит в такие трудные столкновения, представляет такие сложные задачи, поражает нас такими неразрешимыми противоречиями, а то и просто слагается так неблагоприятно, что невольно чувствуется недостаточность нашего ума и слабость наших сил. Нарушается ровный, обычный порядок жизни, разрываются самые дорогие привязанности, утрачиваются или теряют цену привычные радости и удовольствия... Вот тогда-то чувствуется потребность поглубже заглянуть в душу и поискать в ней опоры крепкой и твердой, опоры для мысли и жизни, в которой раньше не представлялось, по-видимому, надобности и о которой прежде мало думалось. И счастлив, счастлив тот, кто найдет эту опору в руководстве святой религии, в мысли о Промысле Божием, в покорности воле Господа, благой и совершенной. Бури не разрушат и волны жизни не снесут дома его, основанного на камне; на душе его не будет шатко, смутно и пусто, как у человека, не имеющего опоры религии, которому не к чему прилепиться, не на что опереться, не на чем укрепить ум и сердце и волю; для него жизнь не предстанет страшной загадкой, невыносимым бременем, карой и проклятием судьбы...
Но не в таких только случаях открывается значение религии в жизни человека. От случаев душевной туги, тяжелых испытаний да сохранит вас Бог, хотя и должно сказать, что никто из смертных не избавлен от них, никто из нас не может надеяться на беспечальное житие и незыблемое счастье, доколе живем в этом бренном теле, среди лежащего во зле мира.
Нет, религия освящает, возвышает все стороны жизни человеческой: с ней всякая радость чище, с ней всякое удовольствие выше, и всякое доброе дело получает нравственно высшее и большее значение, когда оно делается ради Бога и славы Его, во имя Его закона, ради вечности, а не по личным выгодам и временным целям. С религией вся жизнь полнее и осмысленнее, потому что, просвещенная верой, она становится принадлежностью существа действительно разумного, богоподобного, созданного для вечных целей, находящегося под непрестанным попечением Божией любви и мудрости.
В религии не только свет, освещающий темные пути жизни, поддержка в борьбе со злом, перенесении горестей и преодоления искушений, но и живая, крепкая сила для делания добра, выполнения жизненных задач разумного существа, для достижения высших целей жизни. Лучшие помыслы, высокие стремления, самые отрадные надежды, самые чистые восторги и самые сладкие утешения дает религия, и дает не одним только тем, кто по силе духа, по уму и другим дарованиям выделяется из ряда обыкновенных людей. Нет, и люди обыкновенные, простые, непросвещенные с религией становятся способными к высочайшим подвигам терпения, мужества, любви, самоотвержения. Во всех сферах человеческой деятельности религия дает самых лучших людей, людей в высоком значении этого слова, — ей человечество обязано лучшими отцами и матерями, послушными детьми, дружно живущими братьями и сестрами, преданными гражданами, самыми лучшими правителями, подданными, начинателями и совершителями всякого дела. <…>
При религии и проникнутом духом религии образовании, ты не убоишься никаких напастей и бед, грозящих и временному, а более всего вечному твоему счастью, не будешь побежден соблазнами, которых ныне так много, не свернешь на путь гибельный, путь безрелигиозности и нравственного отупения <…>. Будешь тогда добрый христианин, будешь и добрым гражданином, истинно добрым человеком. Аминь".
Священномученик Иоанн Восторгов. "Взыщите Господа". Слова и речи к юной пастве. М., 2020.