С нынешнего дня опять слышим мы приветствие: «С Новым годом»! Многие, произнося эти слова, не отдают себе даже и должного отчета в их значении, произнося их по установившемуся издавна обычаю. Есть слова и формы жизни устаревшие, некогда имевшие жизненный смысл, а потом как бы изжитые, выветрившиеся. Однако и на самом деле, конечно, смысл поздравления с новым годом еще не утрачен: об этом свидетельствует сама Святая Церковь, освятившая начало нового года молитвами о том, чтобы благословил Господь венец лета. Многое ветшает в этом мире, но не всё: не иссяк еще на земле источник обновления жизни, а потому и доселе законно и необходимо желать и искать такого обновления.
Ветшают внешние формы жизни государственной и общественной, стареют даже учения философские и научные, потому они и изменяются, что стареют, иные – по прошествии веков, иные – десятилетий, иные же – и нескольких годов. При внимательном рассмотрении относительно многих из них остается верным слово Екклесиаста: нет ничего нового под солнцем. Бывает нечто, о чем говорят: «смотри, вот это новое»; но это было уже в веках, бывших прежде нас (Еккл. 1: 9–10). Если замечается так называемый прогресс в жизни внешней, то совершенствуется ли при этом дух? Или продолжает он испытывать суету и томление, о каких говорил Екклесиаст? Увеличивается ли с течением времени полнота блаженства и счастья, которых постоянно желают люди друг другу, поздравляя с новым годом и новым счастьем? Не замечаем ли мы, наоборот, что как отдельный человек, вспоминая пережитые годы своей жизни, видит более и более светлых точек по мере приближения к дням детства, так и человечество склонно бывает вспоминать о золотой поре прежней своей жизни; мы слышим нередко жалобы на то, что различные народы как бы отжили свое время, изжили свои идеалы и не могут уже производить из недр своих новых и новых героев, гениев, так как иссякли творческие силы духа в народе.
Однако ветшает не всё под солнцем: есть сокровище неветшающее и неоскудевающее – это жизнь сердца во Христе. От недостатка-то этой жизни и ветшает всё прочее на земле, так что сбываются слова Христовы: Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет... ибо без Меня не можете делать ничего (Ин. 15: 6, 5). О таком-то обновлении жизни сердца во Христе и говорили пророки еще издревле, предсказывая времена, когда Господь заключит с людьми Новый Завет, не на скрижалях каменных начертав слова его, а на скрижалях ума и сердца, дав людям сердце новое и Дух новый (Евр. 8: 10; Иер. 31: 31–34; 2 Кор. 3: 3; Иез. 36: 26–27). Поистине не в законах внешних, писанных, не в изменении внешних форм жизни государственной и общественной источник обновления жизни человечества, а в сердце, ищущем общения со Христом; только любовь ко Христу, Источнику бытия и жизни присносущной, делает человека вечно юным. Не тот в полном смысле слова юноша, кто еще немного лет жил на земле, но вне Христа, а кто во Христе сделался вечно юн сердцем: есть ведь юноши и даже дети, как будто давно состарившиеся, взявшие от жизни вне Христа всё, что она могла дать им, и даже прекращающие насильственно нить жизни, как бы обремененные многими годами старцы. Утомляются и юноши и ослабевают, и молодые люди падают, а надеющиеся на Господа обновятся в силе: поднимут крылья, как орлы, потекут – и не устанут, пойдут – и не утомятся (Ис. 40: 30–31). Обновится яко орля, юность твоя (Пс. 102: 5), – истина этих слов псалмопевца свидетельствуется постоянным опытом жизни святых и всех, искренно любящих и ищущих Господа.
И вот, когда взираем мы на жизнь современных христиан в этом отношении, то скорбь объемлет душу. Любовь ко Христу как будто всё более и более охладевает, и рассеяние духовное носящих имя Христово людей всё увеличивается: мало ищущих Христа в храмах, мало видим мы и слышим напоминаний о Нем в домах, мало повторяется имя Его в беседах, и даже, испытав изгибины сердца, нашли бы мы, вероятно, что у многих любовью к удовольствиям мира сего вытесняется нередко любовь ко Христу почти совершенно. Невольно вспоминаются слова Господа, сказанные ученикам Своим: вот наступает час, и настал уже, когда вы рассеетесь каждый в свою сторону и Меня оставите одного (Ин. 16: 32).
Правда, многие в доказательство того, что они Христа не оставляли, укажут на посещения свои церкви и на ряд других дел, которые свидетельствуют об их почитании Христа, – но лежит ли к этим делам их сердце и обновляется ли через них от страстей? Правда и то, что не в наших силах сразу переменить сердце и вселить в него вместо страстей чистую и крепкую любовь ко Христу. Однако благодать Божия может сделать и это, так как она мгновенно иногда возрождала и переменяла сердца, но делает она так, провидя достойные избранные свои сосуды, – мы же, рабы ленивые, должны трудиться над обновлением сердца своего. Если дерево загорается от трения, то возжигать огонь в сердце нужно, воспламеняя его родом трения духовного – делами христианской любви, согревая помышлениями евангельскими н напечатлевая постоянно в нем образ Христа, Его слов и дел.
И тогда познаем мы, что неложно сказаны Им слова: се, творю всё новое (Откр. 21: 5). О таком обновлении сердца во Христе и да будут прежде всего молитвы наши в день сей, да пошлет Господь Духа Своего и Дух правый да обновит в сердцах наших (Пс. 50: 12), дабы найти нам истинный источник обновления нашей жизни и не искать всё снова и снова водоемов разбитых, которые не могут держать воды (Иер. 2: 13)!
Духовное наследие священномученика архиепископа Фаддея (Успенского). Т. 4. Москва, 2022.