Рождество Христово
Я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях. (Лк. 2, 10-12)
Что это за знамение? Найдете, говорит пастухам Ангел, младенца, который повит и лежит в яслях. Что же особенного и знаменательного? Что младенец повит – это дело самое обыкновенное, что он лежит в яслях вместо колыбели, это, конечно, особенность, но такая, которая могла свидетельствовать не о величии Рожденного, а о крайней бедности его родителей. Какое же это знамение? Но, видно, слушатели ангельского благовестия были люди, которых не могла соблазнить убогая храмина родившегося Спаса. <…>
Вы ожидаете, добрые люди, Христа: знайте же, что Он уже родился, идите к Нему, и вот вам знамение, как узнать Его: там, около города Давидова, в яслях вашей пещеры вы найдете повитого пеленами младенца – это и есть Господь. Ангел явился к людям достойным и способным принять весть его: поведение пастырей доказало это, ибо они пошли и, не смущаясь, поклонились Господу. Никакого другого уверения им не было нужно. <…>
Благовестие Ангела о спасении людей возвещено на все века, и с прекращением слова благовестие не утеряло своего действия, напротив, оно стало громче и громче раздаваться в мире, по мере того как мир на самом деле начал сознавать и чувствовать свое спасение.
Мир спасен – он знает это. Его история, его неумирающая память ясно говорит ему, что была пора, когда он стоял на краю гибели, когда наука прямо отказалась от самой надежды найти истину, искусства обратились в средства для удовлетворения чувственности, нравы развратились до последней степени, добродетель и порок потеряли в глазах людей различие, самая жизнь утратила цену; бедное человечество искало Бога, но не знало Его: люди были во вражде друг с другом, во вражде со своей совестью, они чувствовали, что и Небо, о котором они мечтали, закрыто для них, что Бог, к Которому они стремятся, отвернулся от них, погрязших в пороках и не имеющих средств подняться на высоту добродетелей собственными силами. Какая безотрадная картина! Но вот среди этого тления и смерти зародилась новая жизнь в мире, и такая крепкая и чистая, какой еще никогда не жило человечество. Эту жизнь внесло в умирающий мир христианство. <…>
Не смущайтесь тем, что жизнь христианская, на первых порах высокая, с течением времени стала падать: подлинный дух христианства продолжает и теперь животворить как отдельные лица, так и целые народы. <…>
Самого беглого сравнения современного мира с древним достаточно, чтобы видеть, какое глубокое, коренное преобразование совершило в нем христианство. И не изжить миру этого сокровища, ему остается только развивать начала, завещанные Спасителем, проникаться духом Его учения, пользуясь для того таинственными духовными силами для жизни и благочестия (2 Пет. 1, 3), положенными в Церкви – продолжательнице дела Христова на земле в учении ее и Таинствах. <…>
Но кто же этот Спаситель? – Он есть Христос Господь, отвечает Ангел, Он не человек обыкновенный, а воплотившийся Бог. <…> Этот младенец, повитый как обыкновенное дитя, слабый и беспомощный, не имеющий даже того, что имеют все дети, и вместо колыбели лежащий в яслях, – явился потом преобразователем мира. Его дальнейшая жизнь соответствовала Его рождению: простота, смирение, убожество, страдания составляли удел Его, однако же мир Им обновлен и воссоздан. Человечество ничего не дало Ему для Его дела, а Он дал человечеству всё, что составляет истинную жизнь и счастье. Люди довели Его до креста и гроба, а Он снял их со креста отчаяния и воскресил для жизни. Люди употребили все средства к тому, чтобы истребить самое имя Его с земли, избить Его последователей, забыть, искоренить Его учение, а Он все-таки овладел целым миром и продолжает расширять Свое Царство, которому не будет конца. Если отнять у мира то, что Он дал ему, то у человечества не останется ничего, кроме греха и смерти, а между тем мир дал Ему только убогие пелены и вертеп с яслями для ложа. Мог ли всё это сделать простой человек? <…>
Наш Спаситель есть Бог. Итак, дело спасения нашего в верных руках; верьте же, что миру не погибнуть, злу не одолеть добра, пороку не восторжествовать над добродетелью. <…> Бог явился во плоти человека, во образе раба, чтобы нам следовать за Ним, как за подобным нам человеком, было легче. Мир Им спасен, и тысячи гибнущих нашли в Нем, в Его учении, в примере Его жизни, в данной Им благодати путь и истину и жизнь (Ин. 14, 6). <…> Аминь.
1893