Священномученик Иоанн Восторгов
«Этот свет в человеке, это око души и сердца, этот свет, который может, к сожалению, обратиться и в тьму, по толкованию святителя Иоанна Златоуста и блаженного Иеронима, есть СОВЕСТЬ в человеке. Таинственный голос, одно именование которого уже заставляет трепетать наше сердце! Таинственный и вещий голос, который всегда и везде неизменно слышали в себе решительно все люди и все народы земли, от самых диких до самых высококультурных! Таинственный всеобщий голос, о котором поэтически говорят издревле бесчисленные народные безыскусные сказания, о котором пишут самые возвышенные произведения поэты и самые выдающиеся художники человеческого слова. Таинственный и властный голос, которому не может не подчиняться человек и который, несмотря ни на что, после забвения, пренебрежения, поругания в конце концов все-таки остается маленьким огоньком под пеплом в страстях и грехе проведенной жизни и часто разгорается в огромное пламя. Таинственный и вместе всем известный и всем доступный внутренний духовный голос, который все в себе слышат, чувствуют, носят, но которого доселе не в состоянии в точных и ясных формулах определить и обозначить без конца спорящие ученые школы!
Всемогущий голос, пред которым нельзя не преклониться, который является величайшим украшением человека, его венцом среди всего мира, его самым заметным отличием от всех существ земли. И этот голос, который различает добро от зла, побуждает, принуждает к добру, отвращает от зла, судит, наказывает, награждает, этот голос как не принять за голос свыше, исходящий не от людей, не от мира, не от природы, не от воспитания, не от привычки, а от Самого Бога?!
После всего сказанного о совести какой горечью звучит этот приговор: если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма? Значит, совесть может не только бездействовать или мало действовать, но даже омрачаться, заблуждаться, толкать человека вместо света в тьму, вместо истины ко лжи, вместо спасения к погибели!
Что сказать и какие предупреждения должен дать проповедник церковный по поводу этого печального явления?
В наше время нет недостатка в похвалах и доверии голосу совести. Они идут отовсюду. От многих самых выдающихся людей современности мы слышим, в случае тех или других суждений об их личности и деятельности, заявления: «Я привык слушаться только голоса моей совести... Совесть меня не упрекает ни в чем... Я по совести действовал и считаю себя правым».
О многих деятелях, которым вручается ответственное дело, мы также нередко слышим: доверьтесь моей совести; отзывы их почитателей сводятся к одному: он сделает на совесть, по совести... И в обращениях к тем или другим группам населения всегда теперь взывают к личной или общественной совести.
Вы видите, какое безусловное и решительное доверие оказывается человеческой совести. Оно разделяется всеми горячими энтузиастами, поклонниками добрых сторон человеческой природы или, как принято выражаться, естественного нравственного закона, в отличие от закона сверхъестественного, Богом открытого, заключенного в Писании и в определенном учении Церкви, иначе именуемого – положительным. <…>
Как относится к этому христианское сознание? Очевидно, если уже вне Церкви, вне веры, вне христианства так возвеличивается совесть, нравственный закон, то в христианстве мы могли бы ожидать еще большего доверия совести. Так ли это?
Действительно, апостол Павел в послании к римским христианам говорит, что язычники по природе исполняют закон, данный Богом Израилю в заповедях, о чем, говорит Апостол, свидетельствует их совесть (Рим. 2, 14-15). И в Евангелии Иоанна читаем мы об одном важном событии из жизни Иисуса Христа: когда к Нему привели на суд блудницу и требовали побить ее камнями, как о том говорил писанный закон, то Спаситель суд совести поставил выше такого закона. Он сказал обвинителям: кто из вас без греха, первый брось на нее камень... Они же, услышав то и будучи облагаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних. И тогда Спаситель отпустил обвиняемую со словами: иди и впредь не греши (Ин. 8, 3-11). Конечно, это был суд не юридический, а частный, нравственный, воистину суд совести, и значение совести здесь, в Евангелии, подчеркнуто совершенно ясно.
Есть и у апостола Павла одно важное в данном отношении признание.
В послании его к коринфским верующим мы читаем: Для меня очень мало значит, как судите обо мне вы или как судят другие люди; я и сам не сужу о себе. Ибо хотя я ничего не знаю за собою, но тем не оправдываюсь; судия же мне Господь (1 Кор. 4, 3-4). Но кроме Судии Бога, Апостол и на земле находит себе судию: похвала наша сия есть свидетельство совести нашей, что мы в простоте и богоугодной искренности, не по плотской мудрости, но по благодати Божией, жили в мире, особенно же у вас (2 Кор. 1,12).
И еще, далее, находим у Апостола признание силы не только совести своей, но и совести чужой: имея по милости Божией такое служение, мы не унываем; но, отвергнув скрытные постыдные дела, не прибегая к хитрости и не искажая слова Божия, а открывая истину, представляем себя совести всякого человека пред Богом (2 Кор. 4,1-2).
Опять пред нами какое великое признание силы и значения совести!
Но здесь и кончается сходство Божественного откровения с учением безрелигиозных мыслителей по данному вопросу. Дальше идет коренное, глубокое, глубочайшее различие. Спаситель говорит, что свет внутренний в человеке может обратиться в тьму, и в тьму ужасную и гибельную. Значит, совесть есть судия не непогрешимый, может заблуждаться; значит, она не всегда представляет единый и неизменный организованный внутренний закон; значит, она не всегда неизбежно и понудительно влечет человека на путь добра.
Очевидно, это может случиться в двух случаях: или когда совесть самое зло станет принимать за добро, или когда она и при самом ясном различении добра и зла, однако, не имеет силы заставить человека на самом деле служить добру. Мы и слышим это в пророчестве Спасителя, сказанном в час Его прощальной беседы ученикам: наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу (Ин. 16, 2). Мы и видим это уже на живых примерах Иуды, членов синедриона и даже в отречении Петра, который явил слабость воли в исповедании Спасителя, видим на распинателях-воинах, о которых изречено слово: не знают, что делают (Лк. 23, 34).
Видим, далее, то же на примере Савла, гонителя христиан, который думал, что совершает великое и достойное, благое дело, проливая кровь верующих, пока он не сделался Павлом, апостолом и проповедником той самой веры, которую он до того времени яростно гнал. <…>
Хорошо на себе самом, очевидно, испытал Апостол и двойственность, слабость и удобопреклонность ко греху человека, даже и ясно различающего добро и зло: не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю... Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю (Рим. 7: 15,19).
Почему так? Где причина такого раздвоения?
Отвечает сам Апостол: Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех (ст. 20). Вот где пункт различия в воззрениях на совесть у верующих в Бога христиан и у мыслителей, верующих в равнобожеское достоинство человека. Вот где и причина, почему верующие христиане не могут с такой самоуверенностью ссылаться на свою совесть и в ней одной искать оправдания своей деятельности, но всегда желают и ищут проверки голоса своей совести законом Божиим, волей Божией, открываемой в Священном Писании и в неизменных, точных руководственных указаниях Святой Церкви. Вот почему христиане так нуждаются в очищении своей совести и приступают к этому подвигу и часто, и со страхом, а вместе с желанием и любовью. Вот почему они ищут восполнения своего духовного бессилия на пути добра в помощи свыше, в благодати Святого Духа, открываемых в Таинствах Церкви».
1917 год
Священномученик протоиерей Иоанн Восторгов. О совести: беседы пастыря к прихожанам о Боге, Церкви, Родине, о правде и долге. М., 2018.