11

Священномученик Иоанн Восторгов

На пути в Царство Божие лежат два препятствия кроме главного – гордости, о которой в прошлой беседе мы говорили. Первое препятствие – отчаяние в своих силах и в милости Божией; второе, противоположное, – самонадеянность и преувеличенная надежда только на одну милость Божию с забвением о Его правде. О первом из этих двух препятствий заставляет нас сегодня подумать Святая Церковь чтением о блудном сыне.

Тяжко согрешил сын блудный: он восстал против своего отца; он объявил, что имение, отцом нажитое, есть достойная, будто бы принадлежащая ему, сыну блудному, часть; он бросил родительский дом, ушел в далекую сторону и там расточил имение свое, живя блудно. Уже потом, когда он всё прожил, когда отступили от него греховные друзья, когда ему от голода пришлось есть пищу со свиньями, он в себя пришел и в смиренном раскаянии решил вымолить прощение у отца своего, возвратиться к нему уже не сыном, а хотя бы наемником-работником. А добрый отец всё забыл и возвратившегося сына – блудного, но раскаявшегося – принял с любовью и радостью, не лишил его чести, восстановил в прежнем достоинстве.

Понятно без долгих объяснений, что блудный сын в притче Иисуса Христа – это всякий грешник. И мы с вами, братие, – все блудные сыны нашего Небесного Отца; и мы дерзко взяли имение не наше – душевные и телесные силы – как свою собственность и стали телом и душой служить не Богу, Отцу нашему, а греху и распутству; и мы отошли далеко в сторону этого греха, удалившись от светлого лица Господа и Спасителя, от Его Церкви, благодати, от общения со святыми и с ангелами. Но вот и мы чувствуем духовный голод. И мы видим, что от греха нам нет ни счастья, ни покоя; видим, как обманчивы обещания сладости и порока. И мы видим, что от страстей и нечистой жизни мы обращаемся в свиней и живем одинаковой с ними жизнью. Тяжело у нас на душе. Где нам спасение? Как нам возвратиться к Богу? Будет ли нам прощение? Примет ли нас Господь?

Ах, возвратимся хоть не сынами, какими мы были после крещения и в те немногие годы, когда не ведали греха и страстей, возвратимся хоть последними работниками в Его Царство, в Церковь, в общение святых и ангелов! Будем молить, будем просить, будем говорить каждый, как блудный сын евангельской притчи: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим (Лк. 15: 21).

Но обольститель-сатана на пути нашем к покаянию и Царству Божию ставит последнее и самое страшное препятствие – уныние и отчаяние. Когда грешник падает в глубину зла и порока, обольститель внушает ему мысль, что теперь всё потеряно, что ему уже нет возврата к Богу, что силы грешника слабы, подняться к святости ему уже невозможно, а Бог, оскорбленный грехом, уже не примет покаяния. Вывод один: греши, как грешил, всё равно ты уже погиб!

Нет, говорит нам Спаситель в притче о блудном сыне, не отчаивайтесь и не унывайте! Никогда не поздно покаяться, хотя бы это было после всевозможных и страшно оскорбительных для Божества грехов, хотя бы это было, наконец, в самую минуту смерти; всё это видим на примерах и блудного сына, и покаявшегося на кресте разбойника. Самый опасный советник в деле спасения – это уныние. Если человеку, даже умеющему плавать, когда он попал в воду, внушить мысль, что всё погибло и нет ему спасения, что на него надвигается какое-то чудовище и проглотит его, то у него опустятся руки и он погибнет. Так и грешнику, желающему каяться и спастись, если внушить мысль, что чудовище сатана уже окончательно овладел им, – уже нет спасения. Но силен Господь и бессилен пред Ним сатана! Верь, молись, кайся, грешник, и когда бы ты ни пошел к Отцу Небесному, тебе всегда готова милость Бога, всегда открыты врата в Его Царство! Аминь.