Истинная радость жизни
Люди нашего времени плачут много, быть может, более, чем плакали прежде, и чем более гоняются в жизни за одними радостями, отстраняя от себя всякие печали, тем радостей у них становится как будто меньше, они делаются более кратковременными, мечты о счастье скорее разбиваются, самые наслаждения как-то менее захватывают существо человека, срастворяясь со всюду следующими за ними печалями; но среди умножающихся печалей мы видим печали почти только о неудачах жизни земной, о разбиваемом земном счастье и слишком редко – печаль о потерянном рае, об ожидающем заключении дверей Царствия Небесного. Даже когда люди говеют, желая, по-видимому, возвратить утраченное ими сокровище жизни духовной, вечной, они так мало проникнуты бывают этой печалью, иные же совсем ей не проникаются. Человек полагает говение в том, что придет несколько раз в церковь, постоит там, мало вслушиваясь и не прилагая к себе самому слов, слышимых в церкви, покаянных воздыханий, плачевных воззваний кающегося грешника, каковыми преисполнены ежедневные молитвы и песни церковные; он расскажет на исповеди или ответит на некоторые вопросы, о том, чем он грешен, не обнаруживая нередко самого главного и не проникаясь печалью о сказанных грехах, – затем приступает к Чаше спасения, забывая, как безмерно страдал и скорбел Господь, чтобы претворить горькую чашу определенных нам страданий и слез в чашу веселия и спасения.
Между тем, помимо плача покаянного не обрести потерянного рая, потому что только искренний плач о потере может заставить нас ценить рай и искать его. <…>
Истинная радость жизни – в Боге, Источнике Жизни, от Которого не должен человек отделяться ни мыслью, ни желаниями сердца, ни словами, ни делами жизни ни на единое мгновение. Малое отделение может повести к большему: как, ходя по лесу, человек сделает иногда один-два шага в сторону от пути и заблуждается всё более, так один ошибочный шаг жизни может повести к заблуждению на всю жизнь. Между тем с первых дней детства ни родители, ни окружающие не ставят человека на правильный путь жизни в Боге, так как и сами в Боге не живут. Если сами родители целую жизнь стараются создать для себя и детей лишь благополучие земное, рай земной, то как сделают свое дитя пламенным искателем рая небесного? Если родители для жизни в Боге оставляют в душе лишь маленький уголок, теряющийся среди разнообразных распутий жизни, то как расположат дитя стать на путь жизни духовной, Божественной. Если с дней детства шаги жизни человека становятся столь неверны, то что сказать о последующем возрасте своевольного отрочества, необузданной в поисках земного счастья юности, об утратившем мягкость и гибкость для исправления сознанных недостатков мужестве, о затвердевшей в привычках (будут ли они добры или худы) бессильной старости?
Душа человека с возрастом жизни покрывается всё более, более толстым, непроницаемым слоем житейского себялюбия, и вызвать из окаменевшего от себялюбия сердца слезу покаяния становится всё труднее, как извести воду из камня. Чем более растет в человеке жажда рая земного, тем всё менее остается печали о потере рая небесного.
Всё же, как ни окаменело сердце человека для покаяния, он мог бы при желании смягчить его и почувствовать болезни сердечного покаяния. Пробивает же человек скалы, находит средства извлечь воду из глубоких слоев земли окаменевшей, из источника, засоренного до неузнаваемости, – почему же не мог бы он, приложив усилия, сокрушить свое окаменевшее сердце, извести из него воздыхание и капли покаянных слез? Если он начнет трудиться над смягчением сердца, придет к нему на помощь благодать Божия, делающая невозможное человеку возможным Богу.
Духовное наследие священномученика архиепископа Фаддея (Успенского). Т. 2. Проповеди в период пения Постной и Цветной Триоди. М. 2022.