11


С глубоким волнением я прочел «Мысли о религии» лидера безбо­жия в нашей стране И. Степанова. Я в корне не согласен с суждениями, высказанными в этой брошюре. Читая «Мысли о религии», я делал на них свои заметки. Эту критику я и предлагаю читателю.

ХРИСТИАНСКАЯ ЛЮБОВЬ К БЛИЖНИМ

«Люби ближнего своего, за это ты унаследуешь Царство Небесное. Избегай делать зло ближнему – иначе тебе будет уготована геенна огненная. Почему это называется любовью к ближнему, а не любовью к самому себе?» (И. Степанов «Мысли о рели­гии»).

По сознанию Православной Церкви, есть три состояния христиа­нина. Первая ступень – состояние рабства, когда христианин исполня­ет заповеди Божии страха ради, боясь наказания Божия, как это можно видеть, например, в словах Христа Спасителя: Мирись с соперником тво­им скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а су­дья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу (Мф. 5, 25). Вторая ступень есть состояние наемничества, когда христианин делает добро в надежде получить за сие награду. Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними (Мф. 7, 12). Давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам (Лк. 6, 38).

Но эти два состояния не есть в собственном смысле состояние христианское. А именно христианское настроение – это настроение сыновства, или состояние друзей Божиих. И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят. И если де­лаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то же делают. И если взаймы даете тем, от которых надее­тесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники да­ют взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же. Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблаго­дарным и злым (Лк. 6, 32-35).

Вы друзья Мои, вещает нам Спаситель, если исполняете то, что Я запо­ведую вам. Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает госпо­дин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего (Ин. 15, 14-15).

К этому-то состоянию сыновей и друзей Божиих и призывает нас Христос Спаситель. Мы трудимся для Царства Божия за гробом не по­тому, что ждем награды от Бога или из-за страха перед вечными муками, а потому, что мы возлюбили Спасителя нашего и Бога всею душою: Его дело стало нашим делом, мы сораспялись Христу Богу, живем не своими человеческими идеалами, а Христовыми, как и говорит апостол: Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос (Гал. 2, 19-20).

Всякая скорбь о Церкви Божией, умаление сынов Царства Божия, каждый успех неверия и развращенности среди верующих – есть наша собственная скорбь, как и скорбь Бога Спасителя нашего. Но и радос­ти Божии – есть наши радости. Так рассуждает ученик Христов. Понят­но, что в жизни будущей такой христианин будет наслаждаться вечны­ми благами не потому, что он стремился к ним, но они придут сами собою, как сын пользуется всем домом и богатством своего отца или друг – добром своего друга.

Если я люблю природу, хожу гулять в лес, где мила мне каждая травка, я вместе с тем поправляю свое здоровье, но это не значит, что я хожу в лес только для того, чтобы подышать свежим воздухом. Нет, первая моя цель – любовь к природе, а то, что я дышу свежим воздухом и легкие мои укрепляются, – это само собою происходит.

Или еще, например: опытный ученый, добрый врач-христианин – он часто посещает больных, спешит к ним по первому их зову из чувст­ва человеколюбия; его всюду приглашают и упрашивают принять день­ги за труд. В ином месте врач не берет по бедности больного, а в дру­гом месте его непременно упросят взять деньги за свой труд. И таким образом добрый врач оказывается нередко богатым человеком, хотя о богатстве он и не думал, а о благе своих ближних – больных...

Автор «Мыслей о религии» замечает в своих суждениях: «В Послании к Римлянам (гл. 12, ст. 19-20) апостол Павел тоже требует: Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь. Значит, – продолжает И. Степа­нов, – спуская врагам нашим, утешайтесь сознанием, что Бог отомстит им более жестоко, чем вы сумели бы отомстить. Какое же это проще­ние обижающим нас? И там же Павел пишет: Итак, если враг твой голо­ден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на го­лову горящие уголья. Значит, своей кротостью по отношению к врагу усыпляй его. За это ты будешь наслаждаться зрелищем врага, претер­певающего страшные муки в геенне огненной. Почему же это называет­ся прощением врагов, любовью к ним, а не самой жестокой ненавистью и не самым низким злорадством?» («Мысли о религии», стр. 8, 9).

Смысл, какой придает автор этим словам апостола Павла, совер­шенно неверный. По словам И. Степанова, апостол призывает рим­ских христиан к мести, и притом к мести злой, злорадной.

Это не так. Несомненно, святой апостол Павел знал слова своего Божественного Учителя о любви к врагам: любите врагов ваших, благо­творите ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас. Ударившему тебя по щеке подставь и другую, и отнимаю­щему у тебя верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку (Лк. 6, 27-29). И в том же Послании к Римлянам в той же 12-й главе в стихе 14-м апос­тол Павел призывает христиан: Благословляйте гонителей ваших; благослов­ляйте, а не проклинайте (Рим. 12, 14). Где же тут месть или злорадство?

В таком случае, как понимать слова: дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь (Рим. 12, 19)?

Это значит отдать все дело с обидчиками в волю Божию. У нас, православных, есть хорошее выражение, когда мы видим перед собой обидчика, который нисколько не трогается нашими увещеваниями. Мы говорим ему: «Господь с тобою! Пусть Сам Бог тебя вразумит!» И Господь очень часто Сам посещает Своими наказаниями наших обидчиков: иного болезнью, другого семейной скорбью, третьего ни­щетою и прочими бедствиями. Но это не есть какая-либо месть со сто­роны Бога – сего нельзя и подумать! Это метод Божьего вразумления для исправления грешника, как и все наказания Господни. Господь на­казывает нас, грешников, не из вражды к нам, а по любви, чтобы мы раскаялись в своих грехах. Это и случается с большинством грешни­ков: после Божьего наказания они исправляются и делаются добрыми христианами. А кто глух к Божиим наказаниям, тех Господь и не нака­зывает. Апостол Павел говорит: (Вы) забыли утешение, которое предлага­ется вам, как сынам: сын мой! не пренебрегай наказания Господня, и не уны­вай, когда Он обличает тебя. Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает. Если вы терпите наказание, то Бог по­ступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказы­вал отец? Если же остается без наказания, которое всем обще, то вы незакон­ные дети, а не сыны (Евр. 12, 5-8).

Когда я вижу кощунника, открыто хулящего Бога и не наказывае­мого, я скорблю об этом несчастном. Он и не подозревает, что он – уже погибшее, сухое дерево, к которому уже не может привиться благо­дать Божия! На земле неверы и развратники очень часто благоденству­ют. Печальное явление для них! Это значит, что Господь Милосердный дает им единственную для них радость – чисто животные удовольст­вия, ибо там, за гробом, их ждут вечные муки именно в силу того, что они – нераскаянные.

А как же понимать слова апостола Павла: делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья (Рим. 12, 20)?

Автор «Мыслей о религии» видит здесь указание на вечные муче­ния. Смысл тут более простой. Мы сами по опыту знаем, что если мы на обиду отвечаем обидой, то этим гнев недруга не уменьшается, а уве­личивается. А когда мы в ответ на зло делаем добро нашему врагу, ему становится стыдно за свой грех, он мучительно краснеет за свою враж­ду к нам, совесть его тревожит, мучит... Когда мы напоим или накор­мим с любовью своего врага, тем самым приведем его в жгучее состоя­ние стыда. Это и значит: «собрать на голову горящие уголья».

Священномученик Онуфрий (Гагалюк), архиепископ Курский. Творения. Т. 1. Тверь. 2005.