Священномученик Онуфрий (Гагалюк), архиепископ Курский. Пусть сам Бог тебя вразумит.
С глубоким волнением я прочел «Мысли о религии» лидера безбожия в нашей стране И. Степанова. Я в корне не согласен с суждениями, высказанными в этой брошюре. Читая «Мысли о религии», я делал на них свои заметки. Эту критику я и предлагаю читателю.
ХРИСТИАНСКАЯ ЛЮБОВЬ К БЛИЖНИМ
«Люби ближнего своего, за это ты унаследуешь Царство Небесное. Избегай делать зло ближнему – иначе тебе будет уготована геенна огненная. Почему это называется любовью к ближнему, а не любовью к самому себе?» (И. Степанов «Мысли о религии»).
По сознанию Православной Церкви, есть три состояния христианина. Первая ступень – состояние рабства, когда христианин исполняет заповеди Божии страха ради, боясь наказания Божия, как это можно видеть, например, в словах Христа Спасителя: Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу (Мф. 5, 25). Вторая ступень есть состояние наемничества, когда христианин делает добро в надежде получить за сие награду. Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними (Мф. 7, 12). Давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам (Лк. 6, 38).
Но эти два состояния не есть в собственном смысле состояние христианское. А именно христианское настроение – это настроение сыновства, или состояние друзей Божиих. И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят. И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то же делают. И если взаймы даете тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же. Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым (Лк. 6, 32-35).
Вы друзья Мои, вещает нам Спаситель, если исполняете то, что Я заповедую вам. Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего (Ин. 15, 14-15).
К этому-то состоянию сыновей и друзей Божиих и призывает нас Христос Спаситель. Мы трудимся для Царства Божия за гробом не потому, что ждем награды от Бога или из-за страха перед вечными муками, а потому, что мы возлюбили Спасителя нашего и Бога всею душою: Его дело стало нашим делом, мы сораспялись Христу Богу, живем не своими человеческими идеалами, а Христовыми, как и говорит апостол: Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос (Гал. 2, 19-20).
Всякая скорбь о Церкви Божией, умаление сынов Царства Божия, каждый успех неверия и развращенности среди верующих – есть наша собственная скорбь, как и скорбь Бога Спасителя нашего. Но и радости Божии – есть наши радости. Так рассуждает ученик Христов. Понятно, что в жизни будущей такой христианин будет наслаждаться вечными благами не потому, что он стремился к ним, но они придут сами собою, как сын пользуется всем домом и богатством своего отца или друг – добром своего друга.
Если я люблю природу, хожу гулять в лес, где мила мне каждая травка, я вместе с тем поправляю свое здоровье, но это не значит, что я хожу в лес только для того, чтобы подышать свежим воздухом. Нет, первая моя цель – любовь к природе, а то, что я дышу свежим воздухом и легкие мои укрепляются, – это само собою происходит.
Или еще, например: опытный ученый, добрый врач-христианин – он часто посещает больных, спешит к ним по первому их зову из чувства человеколюбия; его всюду приглашают и упрашивают принять деньги за труд. В ином месте врач не берет по бедности больного, а в другом месте его непременно упросят взять деньги за свой труд. И таким образом добрый врач оказывается нередко богатым человеком, хотя о богатстве он и не думал, а о благе своих ближних – больных...
Автор «Мыслей о религии» замечает в своих суждениях: «В Послании к Римлянам (гл. 12, ст. 19-20) апостол Павел тоже требует: Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь. Значит, – продолжает И. Степанов, – спуская врагам нашим, утешайтесь сознанием, что Бог отомстит им более жестоко, чем вы сумели бы отомстить. Какое же это прощение обижающим нас? И там же Павел пишет: Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья. Значит, своей кротостью по отношению к врагу усыпляй его. За это ты будешь наслаждаться зрелищем врага, претерпевающего страшные муки в геенне огненной. Почему же это называется прощением врагов, любовью к ним, а не самой жестокой ненавистью и не самым низким злорадством?» («Мысли о религии», стр. 8, 9).
Смысл, какой придает автор этим словам апостола Павла, совершенно неверный. По словам И. Степанова, апостол призывает римских христиан к мести, и притом к мести злой, злорадной.
Это не так. Несомненно, святой апостол Павел знал слова своего Божественного Учителя о любви к врагам: любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас. Ударившему тебя по щеке подставь и другую, и отнимающему у тебя верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку (Лк. 6, 27-29). И в том же Послании к Римлянам в той же 12-й главе в стихе 14-м апостол Павел призывает христиан: Благословляйте гонителей ваших; благословляйте, а не проклинайте (Рим. 12, 14). Где же тут месть или злорадство?
В таком случае, как понимать слова: дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь (Рим. 12, 19)?
Это значит отдать все дело с обидчиками в волю Божию. У нас, православных, есть хорошее выражение, когда мы видим перед собой обидчика, который нисколько не трогается нашими увещеваниями. Мы говорим ему: «Господь с тобою! Пусть Сам Бог тебя вразумит!» И Господь очень часто Сам посещает Своими наказаниями наших обидчиков: иного болезнью, другого семейной скорбью, третьего нищетою и прочими бедствиями. Но это не есть какая-либо месть со стороны Бога – сего нельзя и подумать! Это метод Божьего вразумления для исправления грешника, как и все наказания Господни. Господь наказывает нас, грешников, не из вражды к нам, а по любви, чтобы мы раскаялись в своих грехах. Это и случается с большинством грешников: после Божьего наказания они исправляются и делаются добрыми христианами. А кто глух к Божиим наказаниям, тех Господь и не наказывает. Апостол Павел говорит: (Вы) забыли утешение, которое предлагается вам, как сынам: сын мой! не пренебрегай наказания Господня, и не унывай, когда Он обличает тебя. Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает. Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец? Если же остается без наказания, которое всем обще, то вы незаконные дети, а не сыны (Евр. 12, 5-8).
Когда я вижу кощунника, открыто хулящего Бога и не наказываемого, я скорблю об этом несчастном. Он и не подозревает, что он – уже погибшее, сухое дерево, к которому уже не может привиться благодать Божия! На земле неверы и развратники очень часто благоденствуют. Печальное явление для них! Это значит, что Господь Милосердный дает им единственную для них радость – чисто животные удовольствия, ибо там, за гробом, их ждут вечные муки именно в силу того, что они – нераскаянные.
А как же понимать слова апостола Павла: делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья (Рим. 12, 20)?
Автор «Мыслей о религии» видит здесь указание на вечные мучения. Смысл тут более простой. Мы сами по опыту знаем, что если мы на обиду отвечаем обидой, то этим гнев недруга не уменьшается, а увеличивается. А когда мы в ответ на зло делаем добро нашему врагу, ему становится стыдно за свой грех, он мучительно краснеет за свою вражду к нам, совесть его тревожит, мучит... Когда мы напоим или накормим с любовью своего врага, тем самым приведем его в жгучее состояние стыда. Это и значит: «собрать на голову горящие уголья».
Священномученик Онуфрий (Гагалюк), архиепископ Курский. Творения. Т. 1. Тверь. 2005.