11


И по смерти живая

Круг светлых празднеств в честь Пречистой Богоматери Святая Церковь завершает праздником в честь Ее бессмертного Успения. Ублажая Ту, Которую по Ее боговдохновенному предречению ублажают вси роди (Лк. 1: 48), Церковь воспевает Ее ныне с такой славой, что эти песнопения кажутся как бы отзвуком пения ангельского, слышавшегося при Ее погребении и продолжающегося доселе на Небесах.

Память и всякого замечательного человека окружают люди почитанием и прославлением. Даже люди не верующие в жизнь после смерти справляют годовщины смерти людей, почитаемых великими, потому что не умерли и после смерти великого человека его мысли и дела. Тем более не может остаться без славного почитания в христианском мире день Успения Богоматери, Матери Того, в Ком была жизнь и свет человеков (Ин. 1: 4).

Кончиной увенчивается начало всякого дела, от нее получает свою истинную цену всё дело. Кончиной обнаруживается, была ли слава окончившего свой земной путь, дело своей земной жизни, лишь мнимой, мимолетным призраком, на краткое время вспыхнувшим и скоро угасшим пламенем, или та слава подобна отблеску огня, который, загоревшись в свое время, не угас, но продолжает гореть в сердцах множества людей, оживлять их во все времена. В празднование Успения Богоматери мы свидетельствуем, что доселе не память только о Ней жива в христианском мире, но Сама Она и по смерти жива, продолжает и из того мира, в который перешла по смерти, благодетельствовать оставшимся на земле.

Как велика Богоматерь! Как достойна того, чтобы о Ней вспоминали, ублажая Ее, все роды! Из всего рода человеческого Она одна предызбрана Богом для того, чтобы сделаться Матерью Самого Бога во плоти! Тот, Кто почивает на святейших Херувимах, искал и нашел Себе престол, жилище в людях через рождение от Девы Богоматери. Псалмопевец Давид говорил: Господь с небес призрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли разумеющий, ищущий Бога. Все уклонились, сделались равно непотребными; нет делающего добро, нет ни одного (Пс. 13: 2–3). Были святые, но сделались таковыми не сами по себе, а по вере в Того, Кто, будучи Сам Богом, через воплощение на земли явися и с человеки поживе. О самих же людях говорили древние: не оправдается пред Тобой ни один из живущих (Пс. 142: 2).

Если бы для воплощения Божия нужно было создать только бездушную плоть, то Бог мог уготовать ее единым манием Своего всемогущества: Бог и из камней мог сотворить чад Аврааму (Мф. 3: 9), не тем ли более мог создать Себе Самому плоть для явления на земле? Но нужно было предуготовить для Боговоплощения плоть одушевленную, свободный разумный сосуд Боговоплощения, избрать из среды тех же падших людей Богоматерь, чтобы Бог воплотившийся не был чуждым для человечества. Как могли бы мы быть Ему свои (Еф. 2: 19), сделаться едино с Ним, как ветви с лозой, через общение с Ним почерпать жизнь вечную, если бы плоть и душа Богоматери были чуждыми нам? Поэтому самое явление Богоматери из среды рода человеческого падшего есть величайшее чудо из чудес. Это было явление Той, подобной Которой в человечестве никого не было. Кто из падших людей мог бы достойно и свободно послужить великому таинству, сделаться одушевленным храмом Божества, всецело отринув грех и покорив свою склонную к греху волю воле Божией?

Чтобы стать достойным сосудом воплощения Бога Слова, Богоматерь должна была быть совершенной не только в начале жизни, до Рождества Христова, но оставаться совершенной до конца. Душу человека и его жизнь нельзя разделить на части, из которых одни были бы худыми, другие добрыми: если худ конец жизни человека, то, значит, начало порчи было заложено уже прежде. Конечно, благодатью Божией изглаживается прежняя порча, но изглаживается после явления Бога во плоти. Та, Которая должна была послужить этому явлению, была при содействии благодати чуждой всякой духовной порчи, Всесвятой, Всенепорочной, превосходящей ветхозаветное «святое святых», которое было лишь тенью, образом Ее. И Она всецело предала Себя действию всеочищающей благодати, за что достойна тем большего ублажения от всех родов.

Кто из людей может сравниться с Ней по чистоте девства? Кто возлюбил Бога любовию такой чистой, всецелой, безраздельной? Как глубоко Ее смирение! Она, величайшая из всех людей, Честнейшая Херувим и Славнейшая без сравнения Серафим, слагает все тайны боговоплощения в сердце Своем (Лк. 2: 19), а не трубит о Себе как о Матери Сына Божия. Она готова терпеть поношения человеческие от не знавших тайны безмужнего рождения от Нее Сына Божия. Открыла же эту тайну лишь немногим ближайшим ученикам Христовым. Она живет на земле тайно и безвестно, как бы и не была Матерью Того, Кого прославляли бесчисленные толпы за дивные чудеса. Пребывает в безвестности и после прославления Ее Божественного Сына всеми, как сокрытая от взоров лилия чистоты посреди терния мирских страстей. А какие страдания в молчании несла Она, видя, как бесславят, гонят, ищут убить, наконец мучают и распинают Ее возлюбленного Сына, свет очей Ее, единую отраду Ее жизни! Материнские скорби о детях не сравниваются ли, не превосходят ли иногда скорби самих детей страждущих? Как дивна Ее вера в Бога, не угасшая и тогда, когда Солнце угасло на Кресте! Есть ли вообще такая добродетель, которая была бы Ей чужда? Был ли кто из людей, кто мог бы в добродетелях с Ней сравняться? Эти добродетели передала Она, как бесценное сокровище, миру для вечного воспоминания и ублажения Ее.

Но еще более велика Ее слава потому, что сокровища Своих добродетелей не сложила Она лишь в сокровищницу памяти человеческой, а отдала миру в помощь. Потому Она и по смерти жива. Матерь Жизни является таковой и после смерти Своей для всех живущих на земле. Благодеяния Ее непрестанны и по смерти, как в дни земной жизни. Ее смерть – лишь бессмертное успение. И как славны были обстоятельства, окружавшие это бессмертное успение!

По вознесении Господа Богоматерь часто посещала место вознесения Сына Своего, моля, чтобы скорее Он взял Ее к Себе и дал опять видеть лицо Свое. И вот однажды, во время таких молений, Архангел Гавриил, прежде благовестивший Ей зачатие Сына Божия, возвестил Ей время Ее кончины, в знамение же победы над приблизившейся смертью вручил ветвь рая. Не скорбью о близкой смерти, а радостью о скорейшем лицезрении Божественного Сына преисполнилась Богоматерь от этой вести. Она сообщила о близости отшествия Своего апостолу Иоанну, а тот оповестил апостола Иакова, брата Господня, епископа Иерусалимского. Скорбевших о скором разлучении утешала Она обещанием, что по отшествии к Сыну Своему, приблизившись к Нему, Она получит еще большее, чем при жизни дерзновение ходатайствовать перед Ним за всех, живущих на земле. Она очень желала только прежде отшествия видеть апостолов, рассеявшихся тогда по разным странам для проповеди Евангелия. И Христос исполнил Ее желание, собрав их чудесным образом к Ее жилищу.

Настал предреченный день отшествия Ее из мира. Она ожидала пришествия Своего Божественного Сына, Который, нисшедши в горницу с сонмом небожителей, приял дух Ее, сделав Ее отшествие безболезненным и радостным. Послышалось ангельское пение. Лицо отходящей сияло небесной славой. От пречистого тела исходило благоухание, совершались многие дивные исцеления больных. Благодетельствуя всех при жизни, Богоматерь благодетельствовала и в смерти, являя тем, что Она и по смерти жива.

Со скорбью и слезами прощались апостолы с Той, Которая по Вознесении Господа как бы заменила им Его присутствие. Затем началось погребальное пение псалмов и вдохновенных песен, и скорбь сопровождавших гроб переходила в победное духовное торжество. Светлое облако и пение небесных сил сопутствовали несомому гробу. Узнав о шествии, враги Христовы воспламенились яростью, но силой Божией их попытки причинить вред телу Богоматери и окружающим были разрушены. Один иудейский священник хотел опрокинуть одр Богоматери, но невидимой силой ру́ки его были отсечены и висели, прилепленные к одру. Великое чудо и слова апостолов обратили его к вере, по которой даровано было ему исцеление.

По особому усмотрению Божию апостол Фома, проповедовавший в Индии, не был при погребении Богоматери, прибыл только на третий день после Ее Успения. Когда скорбевшему о том апостолу Фоме был открыт гроб, тела Богоматери там уже не оказалось, и апостол недоумевал о случившемся. Тайна была вскоре открыта. Когда апостолы сидели за трапезой и по установившемуся обычаю хотели воздвизать часть хлеба в честь и память о Христе, являвшемся им по воскресении и разделявшем с ними трапезы, то явилась им Богоматерь и сказала: «Радуйтесь, ибо Я с вами во все дни». Апостолы вместо слов: «Господи, Иисусе Христе, помогай нам!» воскликнули: «Пресвятая Богородица, помогай нам!» Из этого явления Богоматери апостолы познали, что Она и по смерти жива и без тления с телом вознесена к престолу Сына Своего и Бога на Небо. Исполнилось пророческое слово: воскресни, Господи, в покой Твой, Ты и кивот святыни Твоея! (Пс. 131: 8), и другое: предста Царица одесную Тебе, в ризах позлащенных одеяна преиспещрена (Пс. 44: 10), – предстала для того, чтобы войти в предназначенную Ей славу, для того, чтобы, вошедши в славу, ходатайствовать с дерзновением об оставшихся на земле. Как бы с молитвенно воздетыми руками, которыми носила Она Божественного Сына, отошла Она к Нему, взывая: «яже Ми дал еси, во веки сохрани».

Столь славно, радостно, утешительно Успение Богоматери! Удивительно ли, что преукрашенная Божественною славою, священная и славная, Дево, память Твоя вся собра к веселию верныя? Только бы Ее, вошедшую в радость, не огорчать нам, усыновленным чадам Ее, постоянными новыми оскорблениями Сына Ее, попранием Его заповедей, запечатленных Его кровью, не допускать, чтобы снова и снова оружие входило в Ее душу (Лк. 2: 35), – оружие скорби о грехах людских, приведших к распятию возлюбленного Ее Сына! Матерь скорбит, всячески старается делать добро чадам, Ее огорчающим, но не останутся ли бесплодными и Ее скорбь и моления, к Сыну обращаемые, если снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему (Евр. 6: 6)?

Будем притекать к Ней с усиленными мольбами, но скорбя и оплакивая вечные свои отступления от заповедей Христа, чтобы могла Она, хотя бы на этот покаянный плач и воздыхания чад указать Ему в Своих неотступных молитвенных ходатайствах за нас перед Сыном Своим, чтобы, когда Она обращает к Нему лицо Свое со скорбными молитвами за нас, не отвращал Он лица Своего от нас, навлекших на себя праведное проклятие и казни, чтобы оставалась еще надежда на помилование тех, кто делами своей жизни уже закрыл все двери неистощимого милосердия Божия.

1928 год. Тверь

Духовное наследие священномученика архиепископа Фаддея (Успенского). Т. 5. Проповеди на двунадесятые праздники и памяти святых. М., 2022.