Священномученик Сергий Увицкий. Суд над Господом Иисусом Христом при свете истории.
Священномученик Сергий Увицкий. Суд над Господом Иисусом Христом при свете истории
(публичная лекция прочитана 31 марта 1913 г. в зале Екатеринбургского отделения Императорского музыкального общества)
Князи людстии собрашася на Господа и на Христа Его.
Утреня Великого Пятка.
Антифон 1-й, глас 8-й
Святая Четыредесятница уже на исходе. Пройдет неделя и наступит великая Страстная седмица, посвященная Святой Церковью благоговейному воспоминанию последних дней земной жизни Господа Иисуса Христа, дней Его страдания, смерти и погребения ради спасения нашего. Снова перед нашим умственным взором Святая Церковь откроет трогательную картину величайшего уничижения, какое благоволил претерпеть Творец и Владыка всяческих; снова перед нами во всей своей небесной красоте предстанет Божественная Любовь и Правда, осужденная не законом, нет, а злобой и неправдой человеческой...
Приближаясь к этим великим дням священных воспоминаний, хотелось бы нам, высокоуважаемые слушатели, воспользоваться настоящим случаем, чтобы, раскрыв дивные страницы евангельского повествования о суде над Господом Иисусом Христом, осветить их с точки зрения истории. Думаем, что такое освещение евангельского повествования вполне отвечает потребности религиозной мысли и чувства верующего христианина, для которого, конечно, весьма важно и ценно знать всё то, что имеет непосредственное отношение к личности Господа Иисуса Христа, Его земной жизни и совершенному Им великому делу нашего искупления. Надеемся и на то, что это историческое освещение евангельского повествования о суде над Господом Иисусом Христом даст возможность лучше уразуметь саму сущность этого повествования и многие подробности его, обстановку изображенных событий, характер действующих лиц, причины и цели их действий и т.п.
История свидетельствует, что ко времени земной жизни Господа Иисуса Христа Иудея, это некогда славное и независимое государство, совершенно утратила свою политическую самостоятельность и в качестве провинции входила уже в состав покорившей ее Римской империи. Управление Иудеей Римский император поручил так называемому прокуратору, который был как бы наместником и представителем самого государя. Постоянным местопребыванием прокуратора был город Кесария, расположенный на берегу Средиземного моря, но к большим иудейским праздникам прокуратор приезжал в Иерусалим, чтобы лично наблюдать за жизнью этого города при виде огромного стечения сюда богомольцев. В расположении прокуратора было римское войско около трех тысяч человек. Таким образом, в руках прокуратора были политическая сила и военная власть над иудеями; он же ведал и финансовой администрацией. Однако, подчинив себе Иудею в политическом отношении, римляне в делах внутреннего самоуправления предоставили евреям довольно значительную свободу и самостоятельность. Органами этого самоуправления во всех почти более или менее значительных городах Иудеи были так называемые суды, или малые синедрионы; в столице же иудеев Иерусалиме было два таких суда, или синедриона: малый и великий. Малый синедрион был как бы отделением великого, состоял из 24 членов и ведал лишь менее важными делами. Великий синедрион представлял собой высшее законодательное и судебное учреждение. Этому учреждению римляне предоставили право распоряжаться всем, что касалось иудейской веры, нравов и судопроизводства и что прямо не затрагивало римских интересов. Однако в отношении дел уголовных права синедриона были ограничены тем, что римский прокуратор мог любое уголовное дело подчинить своей юрисдикции, и тем, что без утверждения прокуратора синедрион не мог приводить в исполнение смертных приговоров. Синедрион состоял из 72 членов. Во главе их находился председатель, которым мог быть действительный, то есть состоящий на службе первосвященник, называвшийся князем. В состав членов синедриона входили низложенные первосвященники, 24 представителя сословия иудейских священников, которые также назывались архиереями (первосвященниками), затем старейшины – то есть начальники синагоги, главы фамилий и родов, и наконец книжники. По закону Моисееву первосвященник был один и должность его признавалась пожизненной, но покорители иудеев, не считаясь с требованиями закона Моисеева, стали отрешать первосвященников и назначать других по своему произволу. Поэтому во времена Господа Иисуса Христа, кроме штатного первосвященника, у евреев было немало «отставных первосвященников», которые продолжали носить этот титул и нередко пользовались большим влиянием. Кроме того, титул первосвященника носили и представители сословия иудейских священников, бывшие членами синедриона.
Заседания синедриона должны были происходить в палате Газит, хотя в крайних случаях разрешалось устраивать их и в доме первосвященника. Места судей располагались полукругом, причем одна половина членов сидела по правую, а другая – по левую сторону от председателя. Для записи вопросов, свидетельских показаний и решения синедриона присутствовали три писца: один записывал слова обвинителей, другой – защитников, а третий – слова тех и других. Подсудимый стоял перед председателем, охраняемый двумя служителями.
Уголовное право евреев того времени вообще отличалось своей осторожностью и гуманностью по отношению к подсудимому. В Талмуде, например, встречаются такие характерные мысли и выражения: «Не делай неправды на суде»; «Если судья произносит решение, несогласное с истиной, то он удаляет величие Божие от Израиля»; «Синедрион, осуждающий раз в семь лет человека на смерть, есть бойня»; «Что думает Бог (если можно человекообразно говорить о Боге), когда злодей терпит должную муку за свое преступление? Он говорит: “Моя голова и Мои члены страждут”. А если Он так говорит о страданиях виновного, то что должен Он сказать, когда осуждается невинный?»
Уголовное судопроизводство синедриона состояло в следующем: сначала производился опрос свидетелей, которые давали свои показания с клятвой или под присягой, затем выслушивались объяснения подсудимого, далее разбирались доводы в пользу подсудимого и против него, и наконец выносилось решение. Инициатива судебного преследования принадлежала свидетелям; их показания составляли основу судебного разбирательства, и поэтому-то пока свидетельские показания не были даны против какого-либо человека публично, он перед законом считался не только невинным, но и необвиняемым. Ввиду такого важного значения, какое придавалось свидетельским показаниям, свидетелями могли быть лишь лица с незапятнанной репутацией. Закон требовал, чтобы показания свидетелей были совершенно точны и согласны; небольшого разногласия между ними было довольно, чтобы свидетельство призналось недостаточным. Перед допросом свидетелей председатель должен был обратиться к ним с уважением. В Талмуде приводится такая речь председателя суда к свидетелям: «Может быть, вы говорите предположительно, по слухам, с чужих слов?», или: «Вы слышали от достоверного человека? Может быть, вы знаете, что мы вас испытаем “разысканием и расследованием”? Знайте, что дела уголовные отличаются от дел с имущественной ответственностью: в делах с имущественной ответственностью человек отдает деньги, и это служит ему искуплением, а в делах уголовных кровь казненного и кровь возможных его потомков до скончания века висит на ложном свидетеле, ибо, как мы находим, о братоубийце Каине сказано: “голос кровей брата твоего вопиет ко
Мне” – не сказано: “крови брата твоего”, а “кровей брата твоего”, то есть крови его и крови его потомства. Затем и создан Адам единым, чтобы показать тебе, что губящий одну душу израильскую считается Писанием как бы погубившим целый мир. Поэтому каждый человек обязан сказать: ради меня создан мир. А может быть, вы скажете: какое нам дело до этого несчастья? Но сказано: “если кто... был свидетелем, или видел, или знал, но не объявил, то он понесет на себе грехи”. А может быть, вы скажете: “зачем нам брать на себя грехи этого человека?” Но ведь сказано: “при погибели нечестивых бывает торжество”».
Весьма замечательно, что по иудейскому обычаю уголовного судопроизводства свидетель должен был давать показания, непременно глядя в глаза обвиняемого, что, конечно, не могло не быть нравственногуманным средством в достижении судом справедливости. Такое же нравственно-гуманное начало правды выражалось и в отношении к объяснениям подсудимого. Собственного признания подсудимого было недостаточно для его осуждения. «Наш закон, – говорит Маймонид [еврейский философ и богослов-талмудист, раввин], – никого не осуждает на смерть на основании его собственного признания». То же говорят и другие иудейские авторитеты, раскрывая дух еврейского уголовного права.
Еще более гуманные узаконения были относительно поведения судей, составления и исполнения обвинительного приговора. Прежде всего суд отбирал голоса в пользу подсудимого, начиная с младших членов синедриона. Решения постановлялись на основании большинства голосов, причем большинства одного голоса было достаточно для оправдания подсудимого, для обвинения же требовалось по крайней мере не менее двух голосов; в случае обнаружения ошибки осуждение отменялось, а оправдание – нет. Присутствовавшие в зале суда «ученики» (то есть кандидаты в судьи) могли высказать свои мнения, но лишь в пользу подсудимого. Судопроизводство уголовное должно было совершаться и оканчиваться днем, причем если приговор выносился оправдательный, то он в тот же день вступал в законную силу и подсудимого освобождали; если же приговор был обвинительный, то утверждение его откладывалось до следующего дня. В тот промежуток времени судьи сходятся парами, едят меньше, не пьют вина весь этот день, обсуждают всю ночь, а на следующий день встают рано и приходят в суд. Оправдывающий говорит: «Я из оправдывающих и стою на оправдании», а обвиняющий говорит: «Я из обвиняющих и стою на обвинении». Судья, подавший на первом заседании голос против подсудимого, мог на вторичном заседании высказаться в пользу подсудимого; подавший же сначала голос за оправдание подсудимого не мог уже его изменить. Если и на вторичном заседании большинство голосов высказывалось за обвинение подсудимого, то приговор утверждался в исполнение. Однако и теперь еще закон представлял подсудимому возможность оправдаться. Когда его вели за город на место казни, то один из служителей стоял у входа суда с платком в руке, а другой верхом на лошади следовал за осужденным и останавливался на самом дальнем месте, с которого он еще мог видеть человека с платком. Члены синедриона в то же время из зала суда не расходятся, и если кто-нибудь еще берется доказать, что осужденный не виновен, то стоящий у двери слуга машет платком, а верховой в тот же миг скачет за осужденным и призывает его защищаться опять. И сам осужденный на пути к месту казни мог сказать: «У меня есть доводы в мое оправдание», и закон давал ему право быть возвращенным в зал суда для нового доказательства невиновности. Так могло повторяться до четырех и даже до пяти раз. И если по возвращении в зал суда доказательство в пользу подсудимого признавалось достаточным, то подсудимого оправдывали и отпускали на свободу, если же нет, то снова вели его к месту казни.
Впереди осужденного на казнь шел глашатай, который громко объявлял: «Такой-то, сын такого-то, идет на казнь за то, что совершил такое-то преступление, и такой-то с такими-то его свидетелями. Всякий, кто знает для него оправдание, пусть придет и приведет свой довод».
При таком гуманном отношении закона иудейского к подсудимому, когда судьи являются скорее всего защитниками его и когда ему предоставляются всевозможные средства для оправдания, трудно, по-видимому, допустить даже самую возможность осуждения невинного... Но, как часто бывает в жизни человечества, самые справедливые и благодетельные законы теряют силу и значение, когда применение их совершается лицами, для которых личные интересы выше всякого закона и правды!
Да, так было и при суде над Божественной Правдой – Христом, осужденным иудейским синедрионом вопреки всем законам Божеским и человеческим на смертную казнь.
Но, прежде чем приступить к рассмотрению евангельского повествования о суде над Господом Иисусом Христом, остановим свое внимание на отношении ко Христу членов синедриона, чтобы уразуметь, почему представители иудейского народа и закона во что бы то ни стало хотели (как увидим) обвинить на смерть Иисуса Христа? Самыми влиятельными и многочисленными членами синедриона были книжники. Это были иудейские ученые, посвятившие себя изучению и толкованию закона Божия. Занимаясь в высшей степени ревностно изучением книги Священного Писания, книжники были основательно знакомы с Библией. К сожалению, однако, это изучение закона было чисто внешнее: книжники стремились постичь только букву закона и не заботились уразуметь дух его, то есть его внутренний смысл. Следствием такого отношения к закону было сухое, безжизненное и мелочное направление в понимании и толковании закона, которое в свою очередь в жизни выразилось в чисто фарисейском, то есть лишь в наружном, лицемерном исполнении его предписаний. Для характеристики такого внешнего и мелочного направления мысли и жизни книжников можно указать на многочисленные правила и предписания или так называемые предания старцев, которым они придавали важность Божественных повелений, ставя их наряду с заповедями закона Божия, например, предписания об умовении рук перед обедом, омовении по возвращении с торжища, омытие чаш, кувшинов и т. п. Эти предания старцев с течением времени всё более и более умножались и в конце концов совершенно опутали как сетью всю жизнь человека. Определяя почти каждый шаг, поступок, каждое движение его, они, естественно, явились для него игом тяжелым и неудобоносимым. Обременяя народ пустыми предписаниями, книжники в то же время держали его в духовном ослеплении, закрывая от него внутренний смысл и значение закона.
Посему-то Господь, обличая книжников, говорит, что они, слепые и несмысленные вожди народа, оцеживают комара, а верблюда поглощают, то есть придают в высшей степени важное значение мелочной внешности и совсем не обращают внимания на главное в законе, что они взяли себе ключ разумения, но и сами не вошли в истинное понимание закона, и желавших войти не пустили.
Таковы были книжники. И эти-то люди держали в своей власти всю умственную, религиозную и гражданскую жизнь народа, имея на него огромное влияние. Этому влиянию на народ весьма много способствовало то, что книжники, как наиболее сведущие в знании закона люди, постоянно выступали в роли его истолкователей в синагогах и в народных школах занимали места учителей еврейских юношей. Народ благоговел перед ними, смотрел на них как на пророков и учителей; в народном мнении простой книжник стоял выше неученого первосвященника.
Имея огромное влияние на умственную и религиозную жизнь народа, книжники такое же влияние имели и на гражданскую жизнь его. Это потому, что закон Моисеев определял не только внутреннюю религиозную, но и внешнюю гражданскую жизнь человека. Посему книжники, как люди, наиболее знакомые с книгами Священного Писания, считались в то же время и лучшими знатоками гражданского права и, естественно, должны были занимать выдающееся положение среди членов синедриона. Из среды книжников нередко был выбираем и председатель этого верховного судилища.
Пользуясь таким влиянием и значением среди иудейского народа, книжники легко, конечно, могли бы вести его за собой в царство Мессии, но, как говорил Господь, они и сами не входят в него, и хотящих войти не допускают (Мф. 23:13). И вот с этим-то чисто буквальным, мелочным пониманием закона и безжизненным применением его встречается новое, совершенно противоположное ему направление в учении Спасителя, которое есть дух и жизнь. И это новое учение властно пленяет сердца людей, доселе покорно влачивших тяжкое иго преданий.
Книжники видят, что народ толпами следует за Господом, внимая каждому слову Его, начинают опасаться за свой авторитет единственных и полноправных учителей народа. Что было им делать? Сознаться, что они, учители народа, всю жизнь свою посвятившие изучению закона, неправильно поняли его? Но нет, не таковы были эти люди, чтобы сознаться в своей ошибке. Их крайняя гордость и самоуверенность, веками питаемая всеобщим народным признанием их непогрешимости в изъяснении закона Божия, не позволяли им отречься от своих вековых убеждений и верований. И вот слово Христово, раскрывающее самую сущность и дух закона Божия, кажется им безусловным противоречием Моисею. Воспитанные на букве закона, они в делах любви и милосердия, совершенных Христом в субботние дни, видят нарушение субботнего покоя, неумовение учениками Спасителя рук перед обедом признают грехом великим и тяжким, общение Христа с мытарями и грешниками считают осквернением чистоты.
Основываясь на этих мнимых противоречиях в учениях и делах Христа закону Божию, книжники признают Его грешником, учение Его считают не от Бога, а чудесные дела Его объясняют действием и силой злого духа. Признав таким образом Иисуса Христа ложным учителем и видя в то же время, какое великое влияние на народ производит Его учение, книжники всеми мерами стараются унизить Христа в глазах народа. Они совещаются между собой, как бы уловить Его в слове, вынуждают отвечать Его на коварные вопросы, но всё напрасно: народ неотступно следует за Христом, а сами книжники, предлагающие Христу лукавые вопросы, каждый раз отходят от Него посрамленные... И мало-помалу рождается и крепнет в сердце вождей народа зависть, злоба и ненависть к новому галилейскому Учителю истины...
По своему духовному состоянию книжники были весьма близки к фарисеям, к секте которых многие из них принадлежали. Можно сказать, что фарисейство являлось применением к жизни учения книжников о законе. И в фарисействе мы видим такое же отцеживание комара и поглощение верблюда, как и у книжников. И здесь на первом плане пустая мелочная внешность и обрядность и полное пренебрежение к духу и истине внутренней жизни. Показная набожность, наружное благочестие и при всем том страшная духовная гордость, честолюбие и тщеславие – вот отличительные черты фарисейства. Кому не известен тип гордого, самолюбивого, похваляющегося своими мнимыми добродетелями даже перед очами Божиими и в то же время столь презирающего всё человечество фарисея, какой изобразил Господь Иисус Христос в Своей притче?
Лицемерно являя себя великими праведниками, ослепленные духовной гордостью, фарисеи требовали, чтобы народ почитал их как пророков. И народ, несмотря на всё презрение, которое к нему явно выражали фарисеи, пленялся, однако, фарисейской внешностью, мнимой ревностью их к вере и благочестию и воздавал фарисеям желаемый ими почет и уважение. Фарисеям, как и книжникам, уступали всюду первые места, кланялись в народных собраниях и приветствовали их почетными званиями учителей.
Таким образом, фарисеи, как и книжники, держали в своих руках сердца и умы народа и, конечно, стремились поддерживать эту власть над народом всеми имевшимися в их распоряжении средствами...
В высшей степени ярко охарактеризовал Иисус Христос эту власть над народом книжников и фарисеев, сказав: на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи (Мф. 23: 2).
Далеко стояли книжники от Царства Божия, проповедуемого Христом, но еще дальше от него были фарисеи. Между тем гордые и самолюбивые, ослепленные почестями фарисеи воображали, что они-то только, как праведные потомки Авраама, и достойны вступить в Царство Мессии. Но вот раздается проповедь о пришествии этого Царства. И всех зовет в это Царство явившийся миру Искупитель, но требует, чтобы всякий, желающий сделаться сыном этого Царства, прежде всего покаялся, познал свою греховность перед Богом и немощность своих сил. О каком Царстве проповедует этот новый Учитель, какого покаяния требует Он, о каком искуплении вещают слова Его? Царство Мое не от мира сего (Ин. 18: 36), Царствие Божие внутрь вас есть (Лк. 17: 21) – вещают слова Учителя. Но непонятно это Царство книжникам и фарисеям. Не такого Царства ждут они с пришествием Мессии. Нет, не в уничижении, а в славе, как величественный Царь явится потомок Давида и освободит евреев от ненавистного ига чужеземцев, и все народы признают власть Его. Так думают толковники закона и учители народа. А зачем еще это покаяние им, великим праведникам и ревнителям закона? Недостаточно ли они имеют прав на вступление в Царство Мессии уже по тому одному, что являются потомками Авраама, с которым Бог заключил завет вечный? И проповедь Христа о Царстве Божием как Царстве истины, правды и любви в сердцах человеческих, в которое может вступить человек путем смирения, отречения от самого себя и последования за Христом, встречает лишь презрение со стороны самоуверенных книжников и гордых фарисеев. Но это презрение скоро сменяется другим чувством. Непонятная им, учителям народа, проповедь Христа близка и понятна народу, и если не уму его, ослепленному ими же, учителями закона, то сердцу его. Народ жадно внимает словам Учителя, призывающего к Себе всех труждающихся и обремененных, всех жаждущих утолить свой голод духовный хлебом жизни. И учители народа видят, что их влияние на народ меркнет перед блеском неземного величия личности и силы нового Учителя. Страх потерять окончательно власть над народом и зависть ко Христу постепенно овладевают сердцами самолюбивых и гордых фарисеев, и они готовы на всё, чтобы восторжествовать над новым Учителем. Неусыпно следят за каждым словом Его, желая уловить хотя бы что-нибудь, за что можно было бы обвинить Его; как и книжники, сообщаются «яко да обольстят Его словом», несколько раз обращаются к Нему с лукавыми вопросами, но отходят, как и книжники, сами посрамленные в глазах народа и не осмеливаются более искушать Его. Видите ли, что не успеваете ничего? весь мир идет за Ним (Ин. 12: 19), – рассуждают между собой фарисеи, сознаваясь в своем бессилии. А это бессилие еще сильнее возбуждает их зависть и ненависть к галилейскому Учителю.
Но что окончательно озлобило фарисеев против Иисуса Христа и вызвало в сердцах их непримиримую ненависть к Нему, готовую на самую беспощадную и страшную месть, – это обличение Господом их фарисейского лицемерия. Перед лицом всего народа Божественный Сердцеведец властно обнаруживает то, что скрывали фарисеи под своим наружным благочестием и лицемерной праведностью. И народ ясно узрел, что фарисеи – мнимые праведники, так презрительно относившиеся к учению Господа, не что иное, как гробы крашенные, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты (Мф. 23: 27). Не имея силы открыто защищаться и оправдываться перед правдой суда Божественного Обличителя, фарисеи, пораженные и посрамленные в глазах народа, пылают лишь злобой, непримиримой ненавистью и жаждой мести новому Учителю. И уже на втором году служения Господа фарисеи сговариваются погубить Его. Однако, боясь народа, они не решаются пока привести своего замысла в исполнение. Скрывая от народа свою личную ненависть ко Христу, фарисеи под видом ревности к закону Божию прибегают к внешнему средству воздействия на народ: определяют отлучать от синагоги всякого, кто принимает Иисуса Христа за Мессию. Это средство производит сильное впечатление на народ, удерживая некоторых от последования за Христом, но всецело желательных фарисеям результатов не приносит. Наконец, к своему ужасу, фарисеи слышат, как весь народ прославляет Христа за великое чудо воскрешение Лазаря и не далек от того, чтобы провозгласить Иисуса Христа своим Царем. И вот упорное неверие, непримиримая злоба и ненависть, страх за окончательную потерю своей власти над народом и присоединившаяся ко всему этому боязнь народного возмущения против римлян побуждают всех врагов Господа соединиться, чтобы общими силами погубить ненавистного человека. Назначается чрезвычайное собрание синедриона, и враги Господа прямо ставят вопрос: что нам делать? Этот Человек много чудес творит. Если оставим Его так, то все уверуют в Него, и придут римляне и овладеют и местом нашим и народом. Один же из них, некто Каиафа, будучи на тот год первосвященником, сказал им: вы ничего не знаете, и не подумаете, что лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб... С этого дня, замечает евангелист, положили убить Его (Ин. 11:47-50,53).
Теперь врагам Господа оставалось лишь привести свой преступный замысел в исполнение. Боясь, однако, народа, они не хотели открыто схватить Иисуса, но искали удобного случая, чтобы взять Его тайно. Случай этот скоро представился. Один из учеников Господа, Иуда, предложил им свои услуги. И вот в марте тридцать четвертого года в ночь с четверга на пятницу перед праздником Пасхи Господь Иисус Христос был взят по указаниям Иуды в Гефсиманском саду воинами и отведен прежде всего к Анне.
Анна был отставным первосвященником. Девятнадцать лет тому назад он был лишен этой должности прокуратором Валерием Гратом за то, что, вопреки римскому запрещению, произносил смертные приговоры и приводил их в исполнение. Действительным первосвященником в это время был Каиафа – зять Анны. По всей вероятности, привели Господа сначала к Анне потому, что Каиафа не успел еще созвать членов синедриона для суда над Господом Иисусом Христом. Может быть, еще и потому привели Господа к Анне, что последний пользовался между тогдашними иудеями всеобщим почетом как самый влиятельный член синедриона и родственник действительного первосвященника. Анна стал расспрашивать Иисуса Христа об учениках Его и об учении. Как мы уже видели, судебное право евреев требовало, чтобы уголовное дело возбуждалось не представителем власти, а свидетелями. Между тем в данном случае этого не было, значит – в самом уже начале судьями Господа было допущено нарушение закона. Поэтому-то Христос, указывая на незаконность такого допроса, ответил Анне: Я говорил явно миру; Я всегда учил в синагоге и в храме, где всегда Иудеи сходятся, и тайно не говорил ничего. Что спрашиваешь Меня? спроси слышавших, что Я говорил им; вот, они знают, что Я говорил (Ин. 18: 20-21). Анна, конечно, понял, что иного ответа на его вопрос и нельзя было ждать; но вот один из слуг Анны, желая, очевидно, показать особенное усердие к своему господину, ударил Иисуса Христа по щеке и дерзко сказал: так отвечаешь Ты первосвященнику? (Ин. 18: 22). Опять нарушение закона, запрещавшего бить подсудимого! И Христос снова выразил протест против этого, желая в самом начале пресечь начавшееся беззаконие и в то же время дать почувствовать неразумному оскорбителю тяжесть его греха: Если Я сказал худо, заметил Он слуге, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьешь Меня? (Ин. 18: 23).
Так открылся беззаконный суд над Господом нашим; так представители власти и закона, обязанные по долгу совести и звания своего всеми мерами охранять святость и ненарушимость закона, сами нарушают его, явно стремясь к осуществлению своего безумного намерения во что бы то ни стало избавиться от неугодного им человека. Но недолго продолжался допрос у Анны. Бывший первосвященник, признав, очевидно, бесполезным продолжать допрос у себя, отправил Иисуса Христа к своему зятю, штатному первосвященнику Каиафе.
У Каиафы уже собрались все так называемые первосвященники, старейшины народа и книжники – члены синедриона. Была глубокая ночь. Закон еврейский опять решительно воспрещал совершать разбор уголовного дела в это время, но, видно, страстное желание поскорее покончить дело с галилейским пророком было сильнее сознания долга и преданности закону у этих лицемерных представителей его! Что было до закона тем, которые еще раньше сговорились предать смерти Иисуса Христа, разделяя мнение Каиафы, что лучше умереть одному человеку, чем погибнуть всему народу? Однако надо было хотя бы формально прикрыться этим же, так грубо нарушаемым законом, надо было придать хотя бы вид законности этому явному беззаконию. И вот поставленные на страже закона начинают искать свидетелей, на основании показаний которых можно было бы вынести Иисусу Христу обвинительный приговор. Как нередко бывает, и в данном случае нашлись неразумные охотники угодить начальству, готовые засвидетельствовать что угодно. И немало собралось сюда таких лжесвидетелей. Начался допрос их. Что говорили против Христа эти свидетели, Евангелие не упоминает, но, очевидно, они не могли указать ничего такого, что было бы достаточно для присуждения Иисуса Христа к смерти. Даже этот, явно пристрастный, суд должен был признать, что показания собранных ими же свидетелей против Христа не были достаточны. Но наконец пришли два лжесвидетеля и сказали: Он говорил: могу разрушить храм Божий и в три дня создать его (Мф. 26: 60-61). И некоторые из присутствующих встали и начали говорить, что и они слышали, как Он говорил: Я разрушу храм сей рукотворенный, и через три дня воздвигну другой, нерукотворенный (Мк. 14: 58). Некогда действительно сказал это Господь, но только не «разрушу», а «разрушьте», и тогда эти слова неправильно были истолкованы врагами Христа в том смысле, что под храмом был понят храм Иерусалимский; между тем Христос говорил о храме тела Своего (Ин. 2: 21), указывая на Свою кончину. Однако и этого свидетельства для обвинения Христа было недостаточно. Почему? Может быть, потому, что в словах свидетелей было некоторое разногласие, что по закону не допускалось, может быть, потому, что свидетельство это не было подтверждено фактически. Как бы то ни было, но эти свидетели не дали синедриону желательных доказательств виновности Иисуса Христа. Таким образом, все свидетели были допрошены, свидетельства их признаны недостаточными; новые свидетели не
являются. Что было делать синедриону? Закон указывал это: надо было тотчас же отпустить невинного на свободу Но как могли согласиться на это люди, когда так долго они дожидались столь благоприятного для них случая, чтобы расправиться с ненавистным им человеком? А время уходит; скоро наступит утро; надо спешить, чтобы народ не помешал осуждению Иисуса. И вот Каиафа, встав с председательского места, выходит на середину судилища и обращается к Иисусу: что Ты ничего не отвечаешь? что они против Тебя свидетельствуют? (Мк. 14: 60). Иисус молчал. Да и что было говорить, когда и для самих судей было ясно, что все возводимые на Него обвинения являлись совершенно недостаточными. Тогда, раздраженный молчанием Господа, первосвященник прибег к решительному средству. Невзирая на то что подсудимые никогда не заклинались и не приводились к присяге, Каиафа сказал: заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий? (Мф. 26: 63). На этот вопрос, поставленный как бы от имени Бога Израилева под клятвою и притом имевший целью решительно высказаться относительно столь важной истины, на которой основывается всё учение Господа, Иисус Христос перед лицом синедриона ответил: Я; и вы узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных (Мк. 14: 62).
Так подтвердил Господь Свое мессианское достоинство, применив к Себе пророчество Даниила о Сыне Человеческом, шествующем посреди сонмов ангельских к Богу Иегове на облаках небесных (Дан. 7 гл.). Таким ответом Господь в то же время как бы побуждал врагов Своих образумиться, остановиться в своем кровавом замысле, подумать о своей ответственности перед этим Сыном Человеческим... Но велико было ослепление вождей народных, велика была ненависть и зависть их к Божественному Учителю истины! Ничто уже не могло повлиять на их огрубелые сердца, – и Каиафа, хитрый первосвященник, притворился глубоко возмущенным ответом Иисуса Христа, назвавшим Себя Сыном Божиим. В порыве лицемерного негодования он разорвал одежду свою, подражая таким образом Иисусу Навину, Езекии и другим ветхозаветным ревнителям славы Божией, и воскликнул: Он богохульствует! на что еще нам свидетелей? вот, теперь вы слышали богохульство Его! как вам кажется? Члены синедриона ответили: повинен смерти (Мф. 26: 65-66). Итак, наконец-то враги Господа нашли достаточный, по их мнению, повод для обвинения Господа и осуждения Его на смерть. Он богохульствует! Но в чем же это богохульство? Не в том ли, что Иисус Христос назвал себя Мессией? Но ведь евреи ожидали Мессии, они знали многочисленные пророчества о Нем; никто не сомневался, что эти пророчества должны исполниться. Что же, в самом деле, если стоящий перед судом человеческим и есть действительно Мессия, Сын Человеческий? В таком случае, конечно, может ли быть богохульство в словах Его, указавшего в Себе Мессию? Но проверены ли членами синедриона эти пророчества, исполнились ли они на этом человеке, открыто и раньше много раз называвшем Себя Христом, Мессией? Если это уже было сделано, то не следовало ли синедриону еще раз проверить все свои суждения и выводы, чтобы окончательно и решительно сказать, что стоящий перед ними не есть Мессия? Конечно, если бы судьи действительно были заинтересованы истиной, а не целями и побуждениями, ничего общего с истиной не имеющими, то они, без сомнения, еще раз подвергли бы рассмотрению этот столь важный для них вопрос, прежде чем делать свое постановление. Но беззаконные судьи давно уже утратили чутье истины и перестали понимать истинный смысл пророчеств. Давно уже они противоречат многочисленным предсказаниям пророков о Христе, как о милосердном Спасителе всего человечества, как о кротком Отроке, который трости надломленной не переломит и льна курящегося не угасит и не возвысит голоса Своего (Ис. 42: 3), измыслили своего мессию в образе непобедимого и величественного царя земного, освободителя евреев от ига чужеземцев и покорителя для них всего мира. И не могли поэтому они в кротком галилейском Учителе признать своего Мессию.
Итак, допрос состоялся, вина найдена, приговор произнесен... Но как несправедлив, как далек был этот приговор от истины! Как грубо был нарушен гуманный закон, поруганный его хранителями! Да, всё судопроизводство над Иисусом было сплошным нарушением закона и по духу его, и по внешней форме. Вопреки закону созывается собрание синедриона во внеурочное время, ночью, происходит тайно от народа, судьи сами ищут желательных им лжесвидетелей, основываются на признании Подсудимого, поспешно выносят смертный приговор, несмотря на то что римляне отняли у синедриона право над жизнью и смертью обвиняемых еще за сорок лет до смерти Спасителя.
Теперь, чтобы завершить дело, члены синедриона по закону иудейскому должны были собраться для окончательного утверждения состоявшегося решения на второе заседание, но не ранее как через 24 часа по окончании первого. Но враги Христа не хотели откладывать окончательное осуждение Его до окончания праздника Пасхи, так как это могло расстроить все планы и вызвать протест против беззаконного суда над Христом со стороны народа. Поэтому судьи лишь ненадолго решили разойтись по домам, чтобы на рассвете снова собраться. А пока они кратковременно отдыхали, собираясь с силами для продолжения своего беззакония, Иисус Христос был выведен из зала заседания во двор первосвященнический и, связанный, находился здесь под наблюдением стражи. Грубые, жестокие прислужники первосвященника, составлявшие эту стражу, окружали беззащитного, всеми оставленного Страдальца и дали полную волю своим диким страстям и зверским инстинктам. Сами бесправные и беззащитные, постоянно, быть может, подвергаемые всяким оскорблениям от своих начальников, эти рабы и прислужники не почувствовали, однако, в своем сердце жалости при виде еще более униженного и приговоренного к смерти Человека, но стали наносить Ему побои и оскорбления; закрывали лицо Его покрывалом и, ударяя по щеке, спрашивали: «узнай, кто ударил Тебя?» Начальники объявили Иисуса лже-Мессией, а Мессия должен был знать всё, и если Иисус – Мессия, то, по мнению истязателей, Он должен был каждый раз узнавать, кто ударил Его. Другие истязатели плевали Ему в лицо и много иных хулений произносили против Него, а Христос молча, безропотно и терпеливо переносил все эти ничем не заслуженные побои и оскорбления от Своих мучителей. Так продолжалось до рассвета. И, едва наступило утро, первосвященники, старейшины и книжники снова собрались для суда над Господом Иисусом Христом, но уже не в дом Каиафы, а в зал синедриона. Сюда привели и Иисуса.
Вторичное рассмотрение дела началось вопросом первосвященника Каиафы, предложенным обвиняемому: Ты ли Христос? скажи нам (Лк. 22: 67). Конечно, члены синедриона не могли ожидать, чтобы Господь, так торжественно под клятвой подтвердивший на первом заседании истину Своего мессианского достоинства, теперь высказался бы иначе. С другой стороны, нельзя было уже ожидать и от членов синедриона, что они поверят Господу Иисусу Христу, если Он теперь снова повторит Свое свидетельство. Ведь не для беспристрастного исследования собрались сюда так поспешно члены синедриона... Что было в таком случае отвечать Христу на предложенный вопрос? Ответить ли прямо на него так же, как и раньше, всё равно не уверуют; самих ли судей спросить, что препятствует им призвать в лице Его Мессию? – бесполезно, ибо ясно, что расследовать дело спокойно и беспристрастно они не желают и ни в каком случае не изменят уже своего состоявшегося решения. Сознавая всё это, Иисус Христос отвечает: если скажу вам, вы не поверите; если же и спрошу вас, не будете отвечать Мне и не отпустите Меня (Лк. 22: 67-68).
Но, желая еще раз воздействовать на усыпленную совесть Своих судей, желая указать им ту великую ответственность, какую они принимают на себя несправедливым осуждением Мессии, Христос добавил: отныне Сын Человеческий воссядет одесную силы Божией (Лк. 22: 69), то есть: знайте, что после всего того, чему надлежит совершиться, вы увидите Меня не иначе, как в славе Отца Моего, когда Я, Сын Человеческий, во второй раз приду, чтобы судить живых и мертвых, и от вас потребую отчета в совершаемом ныне деле. Однако и это обращение Господа к совести беззаконных судей осталось бесплодно, совесть преступников закона уже ничего не говорила им: она была совершенно подавлена чисто сатанинской злобой к ненавистному Человеку Не удовлетворившись словами Христа, судьи еще раз попытались получить от Него прямой ответ на свой вопрос, чтобы в ответе Христа еще раз усмотреть богохульство и признать за это Христа достойным смерти. И сказали все: итак, Ты Сын Божий? Он отвечал им: вы говорите, что Я, – ответил уже решительно и прямо Христос. Они же сказали: какое еще нужно нам свидетельство? ибо мы сами слышали из уст Его (Лк. 22: 70-71), – воскликнули члены синедриона и окончательно признали Господа Иисуса Христа достойным смерти.
Вынеся смертный приговор Господу, синедрион должен был представить его на утверждение римского прокуратора Пилата. С вечера настоящего дня – пятницы у евреев начиналось уже празднование Пасхи и всякие дела во время праздников прекращались. Но мы уже видели, что враги Господа, боясь какого-нибудь замешательства в деле Его, могущего расстроить все коварные планы их, не желали откладывать дела до окончания праздника, а потому и решили немедленно в полном своем составе идти к Пилату и требовать от него утверждения и исполнения приговора. И поднялось всё множество их, и повели Его к Пилату (Лк. 23:1).
История сохранила нам сведения о Понтии Пилате, вполне достаточные для того, чтобы понять эту личность и его поведение в суде над Господом Иисусом Христом. Он был пятым римским прокуратором Иудеи, управляющим ею в царствование императора Тиберия в течение десяти лет с 26-го по 36-й год нашего счисления. В Евангелии Пилат называется игемоном, что значит правитель. Однако Пилат не имел всей полноты власти над управляемой иудейской страной, а находился в зависимости от Сирийского проконсула, имевшего свое местопребывание в Кесарии. Эта зависимость Пилата от проконсула не позволяла ему всегда и во всем действовать вполне самостоятельно, следуя только своему внутреннему убеждению. Отношения Пилата к иудейскому народу нельзя назвать благожелательным. По свидетельству иудейского историка Иосифа Флавия, Пилат притеснял евреев жестокими требованиями и допускал действия, оскорблявшие религиозные и национальные чувства этого покоренного римлянами, но не покорившегося им в душе народа. Пилату приходилось нередко весьма недружелюбно сталкиваться с евреями. Вот несколько фактов, засвидетельствованных историей. Предшественники Пилата строго соблюдали обычай заменять при вступлении с войсками в Иерусалим обыкновенные языческие военные знамена с изображением императора другими, без этого изображения, так как знали, какое отвращение питают евреи ко всякого рода языческими изображениями. Пилат же, забыв мудрую осторожность в отношении к религиозному чувству евреев, в целях якобы поднятия престижа римской власти приказал однажды вступить римским войскам в Иерусалим с языческими знаменами нормального образца. Возмущенный народ, заметив это отступление от установившегося обычая, толпами направился в Кесарию, где тогда находился Пилат, и в течение пяти суток умолял прокуратора возвратиться к прежнему порядку. На шестой день Пилат приказал евреям собраться в цирке. Здесь их внезапно окружили воины с обнаженными мечами и угрожали перерезать всех, если они не откажутся от своих требований. Вероятно, Пилат хотел этим запугать евреев – но евреи мужественно подставили свои головы под мечи и заявили, что предпочитают скорее умереть, чем согласиться на уступки язычникам. И Пилат, к своей крайней досаде, принужден был возвратиться к прежнему обычаю.
В другой раз Пилат распорядился к стенам Иродова дворца прибить золоченые щиты в честь императора Тиверия с надписью: «Тиверию кесарю, сыну обожествленного Юлия, поставил эти щиты его приказчик в Иудее Понтий Пилат». Помещая такую надпись на щитах в честь императора, Пилат действовал как представитель римской власти, обязанный титуловать своего государя так, как этого требовал римский закон. Однако он не обратил должного внимания на то, что эта надпись, в которой смертный человек, хотя бы и император, назывался божеством, явилась крайне оскорбительной для религиозного чувства евреев. Это чувство, конечно, не могло примириться с тем, чтобы в священных стенах Иерусалима открыто торжествовало языческое безумие. В результате новое столкновение Пилата с иудеями. Оскорбленный народ отправил к Пилату депутацию с просьбой убрать щиты. Пилат наотрез отказал в этой просьбе.
«Не подстрекай к восстанию, не мути народа, не выдумывай поводов нарушать мир, – убеждали Пилата депутаты, – кто тебе велел повесить щиты? Покажи письмо Тиверия; мы снарядим посольство к нему». Пилат был непреклонен, евреи после сего действительно принесли на Пилата жалобу императору, а последний, не одобряя превышения власти в своих правителях и осуждая всякие осложнения в их отношениях к подданным, принял во внимание жалобу евреев и, сделав Пилату строгий выговор, повелел перенести злополучные щиты в Кесарию.
И еще одно происшествие ярко рисует отношение Пилата к покоренному народу, выясняя в то же время то шаткое служебное положение, в каком он оказался в то время, когда Промыслом Божиим суждено было ему явиться судьей в деле Господа Иисуса Христа. Среди самарян существовало поверье, что будто бы на горе Гаризин закопаны священные сосуды со времен Моисея. Какой-то самарянский «пророк» вызвался найти эти сосуды и в сопровождении огромной массы паломников отправился к горе Гаризин. Богомольцы были вооружены. Пилат, узнав об этом и опасаясь за спокойствие, тем более что по наведенным справкам пророк оказался действительно опасным человеком, распорядился отправить войско и разогнать эту толпу фанатиков, причем было убито и ранено немалое число людей. Самаряне обжаловали действия прокуратора перед императором, который и назначил расследование этого происшествия. Начавшееся дело явно принимало оборот, неблагоприятный для Пилата.
В таком-то критическом положении был римский правитель, когда в пятницу, накануне еврейского праздника Пасхи, рано утром привели к нему члены синедриона осужденного ими Иисуса Христа. Придя к Пилату, иудеи не вошли в его дворец, боясь оскверниться от такого общения с язычниками, но чтобы можно было им есть пасху Без сомнения, римский прокуратор давно слышал об Иисусе Христе, о котором говорила Иудея, знал о происшествиях прошлой ночи, знал, каковы были те люди, которые привели к нему Иисуса, знал и то, что иудейские начальники ненавидят Христа по личным видам. Однако, как представитель римского правосудия, он должен был лично расследовать столь важное дело, последствием которого может быть смерть осужденного. Посему, выйдя на площадку перед своим дворцом, среди которой находилось судейское место, Пилат спросил первосвященников: в чем вы обвиняете Человека Сего? (Ин. 18: 29). Члены синедриона конечно знали, что римский прокуратор имеет полное право расследовать это дело, но сочли нужным показать Пилату, что его вопрос обижает их, обнаруживая недоверие к целому синедриону, и посему ответили: если бы Он не был злодей, мы не предали бы Его тебе (Ин. 18: 30). Из такого ответа Пилат мог заключить, что иудеи требуют лишь утверждения их приговора и не желают пересмотра дела. Но представитель римского закона не мог допустить такого унижения своей власти и потому сказал первосвященникам: возьмите Его вы, и по закону вашему судите Его (Ин. 18: 31), то есть: «если не хотите мне предоставить пересмотреть дела, то и подвергните Его лишь тому наказанию, на которое вам дано право». Члены синедриона конечно согласились бы на это, если бы имели право привести свой смертный приговор в исполнение без утверждения римского прокуратора, но, не имея этого права и желая во что бы то ни стало довести свой преступный замысел до конца, они принуждены были волей-неволей смириться перед представителем римской власти и изложить перед ним свое обвинение Иисуса.
Мы видели, что синедрион признал Иисуса Христа виновным в богохульствах за то, что Он называл Себя Христом, Сыном Божиим. Но теперь перед Пилатом они стали обвинять Христа в возмущении народа против кесаря, нашли, что мы нашли, что Он развращает народ наш и запрещает давать подать кесарю, называя Себя Христом Царем (Лк. 23: 2). Конечно, Пилат не верил первосвященникам в такой ревности в охранении власти Римского императора. Он знал, что все иудеи только и мечтают о том, как бы свергнуть эту столь ненавистную им власть. Однако, выслушав обвинение Христа в столь важном преступлении, за которое осужденный по римскому законодательству «лишался огня и подвергался повешению на несчастном дереве», Пилат счел долгом обратить на него серьезное внимание. Желая допросить Иисуса наедине, Пилат велел войти Ему в преторию, то есть судейскую комнату, и здесь спросил: Ты Царь Иудейский? (Мк. 15: 2). Прежде чем ответить на этот вопрос, необходимо было выяснить, в каком смысле понимает Пилат слово «царь». По-своему ли, как понимают это слово все римляне, то есть в смысле царя земного, или, быть может, в том смысле, как понимают Царя Иудейского ветхозаветные пророки, то есть в смысле Царя духовного, Небесного, о чем Пилат мог слышать от кого-либо из иудеев. Поэтому Господь и спросил Пилата: от себя ли ты говоришь это, или другие сказали тебе о Мне? (Ин. 18: 34). Пилат на это отвечает, как и можно было ожидать от римлянина: разве я Иудей? Твой народ и первосвященники предали Тебя мне; что Ты сделал? (Ин. 18: 35). Иисус Христос, установив, в каком смысле понимает Пилат слово царь, теперь уже положительно отвечает: Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда (Ин. 18: 36). Итак Ты Царь? – еще раз переспрашивает Пилат, и Господь еще раз подтверждает это: ты говоришь, что Я Царь. Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего (Ин. 18: 37). Итак, обвиняемый в присвоении царской власти есть действительно Царь, но Царь духовный, Царь истины. Пилат понял это, но у него не было желания рассуждать о небесной истине. По мнению Пилата, это дело праздных мечтателей. Истина сама по себе недоступна для человеческого разума. Неужели этот неученый еврей может разрешить вопрос об истине, когда на него не могли ответить выдающиеся философы? Нет, не стоит и время тратить на то, чтобы рассуждать с этим человеком об истине! И скептически спросив Христа: что есть истина? (Ин. 18: 38), Пилат, не дождавшись ответа, тотчас вышел из претории к народу. Поняв, однако, из слов Иисуса Христа, что возводимое на него иудеями обвинение в политическом преступлении неосновательно, Пилат, обратившись к синедриону, сказал: я никакой вины не нахожу в Нем (Ин. 18: 38).
После такой неудачи по этому обвинению, первосвященники стали предъявлять Христу другие обвинения. Обвиняли Его, как говорит евангелист, во многом. Господь Иисус Христос молчал, не возражая ни на одно обвинение. Наконец, Пилат сказал: не слышишь, сколько свидетельствуют против Тебя? (Мф. 27: 13). Но и на вопрос Пилата Господь также ничего не ответил. А и что было отвечать, когда и для самого Пилата было ясно, что все возводимые на Христа обвинения ничтожны и ложны, так как он еще раз сказал первосвященникам: я не нахожу никакой вины в этом человеке (Лк. 23: 4)! Между тем члены синедриона с прежней решительностью настаивали на осуждении Иисуса, говоря между прочим, что Он возмущает народ, уча по всей Иудее, начиная от Галилеи (Лк. 23: 5). Узнав, что Иисус Христос галилеянин, Пилат решил воспользоваться этим поводом, чтобы отклонить от себя столь неприятное ему дело. У римлян был закон, по которому каждый преступник должен был судиться тем начальником, к области которого он принадлежал. Пилат решил теперь воспользоваться этим законом и отправил Иисуса Христа на суд управляющего Галилеей царя Ирода, который по случаю праздника Пасхи находился здесь же в Иерусалиме. Этот поступок со стороны Пилата вместе с тем был актом вежливости по отношению к Ироду: Пилат незадолго перед этим казнил несколько галилеян, его подданных, за бунт, не спросив согласия Ирода; Ирод за это был во вражде с ним. Это был тот Ирод Антипа, который в угоду Иродиаде обезглавил Иоанна Крестителя. Ирод был родом идумеянин, но исповедовал еврейскую религию.
Ирод знал Иисуса Христа по слухам и одно время считал Его за воскресшего Иоанна Крестителя. Слышал он и о чудесах, совершенных Иисусом Христом, и очень желал, чтобы Иисус совершил перед ним какое-нибудь чудо. Но Христос не только не совершил никакого чуда перед Иродом, но даже не ответил ни на один вопрос его. При допросе Христа у Ирода присутствовали первосвященники и книжники, которые и здесь усиленно обвиняли Иисуса. Однако и Ирод не нашел такой вины за Иисусом, чтобы признать Его достойным смерти. Поэтому, недовольный лишь тем, что Иисус не совершил перед ним никакого чуда, Ирод предал Его посмеянию и, облачив в белую одежду, какую обыкновенно надевали римские полководцы, отправил Иисуса обратно к Пилату. Предоставляя суд над Иисусом Пилату, Ирод, с одной стороны, быть может, хотел так же, как и Пилат, избавить себя от неприятного столкновения с синедрионом, а с другой стороны, этим поступком и он в свою очередь желал оказать Пилату вежливость. И сделались в тот день Пилат и Ирод друзьями между собою (Лк. 23: 12). Крайне раздраженные неудачей суда у Ирода члены синедриона вновь собрались в претории Пилата. Как ни льстило самолюбию Пилата уважение, оказанное ему Иродом, однако он снова увидел себя в прежнем затруднительном положении: с одной стороны – невинность Иисуса, с другой – настойчивость синедриона. Желая выйти из такого положения, Пилат решил прибегнуть к другой мере. Выйдя к первосвященникам и народу, Пилат сказал: вы привели ко мне человека сего, как развращающего народ; и вот, я при вас исследовал и не нашел человека сего виновным ни в чем том, в чем вы обвиняете Его; и Ирод также, ибо я посылал Его к нему; и ничего не найдено в Нем достойного смерти; итак, наказав Его, отпущу (Лк. 23: 14-16).
Странное правосудие! Признать человека невинным и тут же в угоду злобным обвинителям подвергнуть Его наказанию! Пилат, видимо, рассчитывал, что, быть может, враги Иисуса удовлетворят свою злобу этим наказанием. Но напрасно: заметив некоторое колебание в действиях Пилата, члены синедриона стали еще настойчивее домогаться смерти ненавистного им человека. Пилат вспомнил про установившийся обычай освобождать перед Пасхой от присужденного наказания одного из содержащихся под стражей и отпускать его на свободу. Воспользовавшись этим и желая освободить Иисуса, Пилат обратился к народу с вопросом: кого хотите, чтобы я отпустил вам: Варавву, или Иисуса, называемого Христом? (Мф. 27: 17). Варавва был разбойник, осужденный за возмущение в городе и убийство. Пилат надеялся, что народ станет просить за Иисуса. В толпе народа стали совещаться. В это самое время жена Пилата Клавдия Прокула, как называет ее предание, прислана сказать ему: не делай ничего Праведнику Тому, потому что я ныне во сне много пострадала за Него (Мф. 27: 19). Это был как бы небесный голос в защиту невинного Страдальца, когда Пилат склонился уже на сторону врагов Иисуса. По римским законам было строго запрещено женам начальников вмешиваться в дела мужей, если же Клавдия Прокула решилась обратиться с советом к мужу, когда он сидел на судейском месте, значит, без сомнения, то, что она видела во сне, пострадав за Праведника, было весьма знаменательно.
Пока же происходил разговор Пилата с посланным от жены, первосвященники и прочие члены синедриона употребили все силы на то, чтобы возбудить народ против Иисуса. Толпа состояла по преимуществу из иерусалимлян, не любивших галилеян. Пустив в ход все свои клеветы на Иисуса, враги Христа достигли своей цели: возбудили народ просить за Варавву, а Иисуса погубить.
Но вот Пилат окончил переговоры со служителем, передавшим ему слова жены, и вновь спросил толпу: кого из двух хотите, чтобы я отпустил вам? (Мф. 27: 21). Многочисленная толпа уже в один голос закричала: Варавву! Крайне смущенный неожиданным для него оборотом дела, Пилат в нерешительности говорит: что же я сделаю Иисусу, называемому Христом? (Мф. 27: 22). Посмотрите, опять судья спрашивает у обвинителей, как поступить ему с невинным человеком?! Что это? Растерянность, отсутствие твердых убеждений, забвение закона, боязнь народа?.. Понятно. Но посмотрим дальше. Что мог теперь ожидать Пилат от толпы фанатиков, почувствовавших, что представитель власти потерял почву под своими ногами? Да будет распят! (Мф. 27: 23) – неистово закричала толпа. Пилат всё более и более колеблется. Судьей уже является не он, а толпа народа, а он, представитель власти Римского императора, ограничивается ролью робкого защитника. И на все вопросы Пилата о том, за что толпа требует смерти невинного Иисуса, теперь слышится только один безумный фанатичный крик: да будет распят)
Всё еще колеблясь вынести окончательный приговор и надеясь удовлетворить жажду крови озверелой толпы обещанным наказанием невинного, Пилат отдает Иисуса на бичевание воинам. Бичевание у римлян употреблялось отчасти как прелюдия к смертной казни, отчасти как самостоятельное наказание, после которого редко кто оставался жить. Оно совершалось посредством веревки с узлами, в которую иногда вплетались еще острые костяные или металлические палочки. Если осужденный был из высшего общества, то его били палками или розгами, что считалось менее позорным, чем из веревок, составлявших удел рабов.
Число ударов не определялось и зависело от числа бичующих воинов и их усердия. Истязание происходило во дворе претории, причем осужденного нагим привязывали к столбу в наклоненном положении. Такому-то наказанию Пилат велел подвергнуть Иисуса, в Котором не нашел никакой вины! Для бичевания Его собрался весь полк Пилата численностью от четырехсот до шестисот воинов. Подробностей этого ужасного бичевания евангелисты не приводят, так как оно достаточно известно было всем современникам их. Но, без сомнения, ужасны были мучения невинного Страдальца!
Воины не ограничились при этом одним телесным бичеванием Иисуса, но устроили себе еще потеху: на израненное и окровавленное тело Иисуса они надели багряницу, то есть темно-красный солдатский плащ, который должен был изображать царскую порфиру, на голову возложили венец, наскоро сплетенный из какого-то колючего растения, а в руки дали трость, как бы царский скипетр... Облачив Иисуса в такое одеяние, воины, очевидно, хотели указать этим на мнимое домогательство Иисусом Христом царской власти над иудеями. Вместе с этим грубые воины стали жестоко издеваться над невинным страдальцем. На Востоке уважение к царям обыкновенно изъявляют падением перед ним на колена. И вот воины поочередно подходили к Иисусу, падали на колена и с сатанинской насмешкой восклицали: радуйся, Царь Иудейский! (Мк. 15: 18), потом вынимали из рук Его трость и били ею по голове Его, отчего колючки венца глубже впивались в чело Иисуса, и, наконец, в знак крайнего презрения плевали Ему в лицо. А невинный Страдалец без стона и жалобы терпеливо переносил все эти ужасные пытки и издевательства...
Пока на дворе Пилата производилось это ужасное бичевание Иисуса, синедрион и весь народ продолжали стоять у лифостротона, а Пилат находился во внутренних покоях дворца. Но вот воины окончили свое ужасное дело, и Иисус вновь предстал перед лицом Пилата. Можно себе представить, какой вид имел в это время Христос! Без сна проведенная ночь, физические и нравственные истязания положили, конечно, глубокий отпечаток на Его лицо, покрытое струями крови, текущей из ран, причиненных терновым венцом, оплеванного слюной бесчеловечных воинов!..
Увидав вновь Иисуса, Пилат ужаснулся, и чувство жалости к этому человеку невольно заговорило в его сердце... Да, трудно было бы допустить, чтобы человек мог пасть так нравственно глубоко, что его не растрогала бы эта картина... Но что делать дальше? Как удовлетворить ненасытную жажду мести врагов Иисуса? Не показать ли и им в таком виде невинного Страдальца? Не дрогнут ли и их жестокие, озлобленные души при виде столь поруганного человека? Не проникнет ли и в их огрубелые сердца чувство жалости к столь несчастному? С такими мыслями Пилат выходит к народу и говорит: вот, я вывожу Его к вам, чтобы вы знали, что я не нахожу в Нем никакой вины (Ин. 19: 4). В это время из претории выходит и Сам Иисус, облитый кровью, полуприкрытый багряницей, с язвами на челе, истерзанный терновым венком. Се, Человек! (Ин. 19: 5) – говорит Пилат, тронутый жалким видом Иисуса. Как много сказано в этих словах! Да, вот человек! Посмотрите на него, в угоду вам подвергнутого таким ужасным истязаниям! Неужели вас не трогает вид этого человека? Неужели для вас и этого мало? Вы еще думаете, что Он способен провозгласить себя царем вашим и станете требовать Его смерти? – как бы говорил Пилат. Народ, потрясенный видом поруганного Иисуса, молчал. Но первосвященники и книжники совершенно ожесточились: непримиримая ненависть ко Христу, видно, совершенно убила в их сердцах чувство жалости к человеку, и они по-прежнему закричали: распни, распни Его! Пилат говорит им: возьмите Его вы, и распните; ибо я не нахожу в Нем вины (Ин. 19: 6), – вновь повторяет им Пилат. Но в ответ слышится еще новое обвинение Иисуса: мы имеем закон, и по закону нашему Он должен умереть, потому что сделал Себя Сыном Божиим (Ин. 19: 7). Услышав это, говорит евангелист, Пилат еще больше убоялся. До сих пор он боялся осудить только невинного человека, теперь он уже страшился произнести приговор над Сыном Божиим. Пилат, без сомнения, слышал о совершенных Иисусом чудесах и мог составить себе мнение о Нем как человеке выдающемся, особенном; к тому же таинственный сон жены был как бы предостережением свыше, а теперь еще и первосвященники заявляют, что Иисус объявил Себя Сыном Божиим. Кто же этот человек? Неужели и в самом деле Он один из полубогов, в существовании которых были убеждены язычники? Таинственное предчувствие чего-то сверхъестественного, страх великой ответственности перед неведомым наполнил душу Пилата, и он, призвав Иисуса в преторию, прямо спросил: откуда Ты? (Ин. 19: 9), желая разузнать о Его происхождении. Иисус ничего не ответил на этот вопрос. Почему? Потому что справедливому суду надлежало бы уже раньше, независимо ни от каких посторонних побуждений сказать свое решающее слово по внушению совести, виновен ли Христос в том преступлении, за какое иудеи требовали Его смерти. Да и мог бы теперь совсем неподготовленный язычник понять великую тайну Его происхождения, когда не в состоянии оказались вместить ее ни первосвященники, ни книжники, эти исследователи ветхозаветных пророчеств о Мессии! Молчание Иисуса, однако, изумило Пилата: мне ли не отвечаешь? не знаешь ли, чтояимею власть распять Тебя и власть имею отпустить Тебя? Иисус отвечал: ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше; посему более греха на том, кто предал Меня тебе (Ин. 19: 10-11), – ответил Иисус Пилату. Вот что только и можно было сказать боязливому, не решающемуся последовать голосу своей совести судьи: «Пойми же, судья, – как бы так говорил Христос, – что власть твоя священна, что ты творишь дело, порученное тебе свыше, что ты обязан слушаться лишь голоса твоей совести, что ты будешь отвечать за свои действия перед тем, кто предоставил тебе это великое право быть представителем правды Божией на земле!» Пилат всё же в недоумении: прямого ответа на вопрос не было, а между тем таинственный человек говорит о каком-то грехе, об ответственности. Кто же это человек? Нет, лучше спасти Его, думает Пилат, и с этого времени, как говорит евангелист, искал отпустить Его, то есть стал еще придумывать основание или выжидать случая, чтобы освободить Иисуса.
Придя к такому решению, Пилат вновь стал объясняться с народом. Члены синедриона, увидав, что новое обвинение, высказанное им на Иисуса, не только не достигло своей цели, но, наоборот, произвело на Пилата совершенно обратное впечатление, нежели они рассчитывали, вновь вернулись к прежнему обвинению. При этом, однако, они уже не ограничились обвинением только Иисуса, но стали угрожать обвинением самому Пилату в том, что, освобождая от наказания Иисуса, он, Пилат, является соучастником Его преступления: если отпустишь Его, ты не друг кесарю; всякий, делающий себя царем, противник кесарю (Ин. 19: 12). Такая совершенно неожиданная постановка дела крайне поразила Пилата. Он сразу понял, что враги Иисуса готовы перенести это дело на суд кесаря и он, Пилат, представитель Римского императора, должен будет оправдываться в измене своему государю. Во мгновение ока вспомнил, конечно, Пилат свое крайне рискованное служебное положение, вспомнил те случаи столкновения с народом иудейским, за которое он уже получил неодобрение от кесаря, вспомнил и последнее свое столкновение с самаритянами, которое теперь расследовалось в Риме и дело о котором явно разрешалось не в его пользу. И вот опять новое дело, новое столкновение, еще более рискованное. Как посмотрит на это дело Тиверий, государь крайне подозрительный, который, известно, не доверял даже своим ближайшим родственникам, всюду и от всех видя измену? Что было делать? Крайне смущенный, Пилат сел на судейское место. Водворилась тишина. Народ произнесет сейчас окончательный приговор. Был шестой час утра. Иисуса вывели из претории и поставили перед Пилатом. Пилат посмотрел на Страдальца. Чувство сожаления к человеку, таинственное предчувствие сверхъестественного, укоры совести, боязнь народного возмущения, страх перед кесарем терзали душу Пилата. Что сказать народу? Предать Иисуса смерти как возмутителя народа, как присвоителя царского достоинства? Но кто может видеть в этом изумленном человеке опасного соперника власти кесаря?
И вновь Пилата осенила надежда, что сам народ, взглянув на поруганного Иисуса, убедится в совершенной неосновательности своего обвинения. Се, Царь ваш! (Ин. 19: 14), – говорит Пилат народу, показывая на Иисуса. Но голос Пилата заглушается неистовым криком обезумевшего народа: возьми, возьми, распни Его! Пилат говорит им: Царя ли вашего распну? Первосвященники отвечали: нет у нас царя, кроме кесаря (Ин. 19: 15), – кричат ему первосвященники. Злоба их ко Христу не имеет пределов. Она заглушила все лучшие чувства, она подавила совесть и чувство стыда перед народом, которому постоянно внушали они: «Нет у нас другого царя, кроме Бога». Ненависть к Иисусу заставила их отречься перед лицом этого народа от своих заветных чаяний Царя Мессии.
Пилат понял, что нет ни малейшей надежды на спасение Христа. Откладывать дальше разбор дела нельзя: народ всё более и более волнуется. Но как произнести приговор на смерть Невинного? Хорошо, приговор будет произнесен, но пусть все знают, что он, Пилат, не виновен в этом беззаконии, что руки его чисты от крови Сего Праведника. И вот, воспользовавшись существовавшим у евреев обычаем, символически выражавшим непричастность человека к преступлению, Пилат перед народом взял воды, умыл руки и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего; смотрите вы (Мф. 27: 24), – несчастный Пилат думал прикрыться этим обычаем, чтобы, умыв руки, показать непричастность своей души к этому преступлению народа. Какое заблуждение! Напрасно Пилат, быть может, думал вместе с тем еще раз устрашить народ ответственностью перед судом правды Божией. Жаждущие крови иудеи не боятся этой ответственности ни за себя, ни за потомков своих. Кровь Его на нас и на детях наших (Мф. 27: 25)! – закричал весь народ в ответ на слова Пилата. Пилат решил быть по прошению их, и отпустил им посаженного за возмущение и убийство в темницу, которого они просили; а Иисуса предал в их волю (Лк. 23: 24-25).
Так совершился суд человеческий над Божественной Правдой – Христом. Так исполнились многочисленные предсказания ветхозаветных пророков о том, что люди не узнают в кротком человеке Царя своего – Мессию и Его, Святого и Праведного, осудят как величайшего преступника... Так исполнилось и чисто пророческое предсказание великого представителя греческой мудрости Платона, который еще за триста лет до явления Христа говорил, что если когда-нибудь явится на земле Праведник, то Его будут бичевать, мучить, свяжут и после всевозможных поруганий пригвоздят на столбе... Да, грешный мир не мог вместить в себя Божественную Правду и восстал на Нее. Вековое зло мира вступило в отчаянную борьбу за свою власть над людьми и ополчилось всеми силами ада против Того, Кто пришел уничтожить его, исконный человекоубийца – древний змей – торжествовал свою видимую победу... Он ужалил, наконец, самого Великого Потомка прародительницы Евы в пяту... Но торжество его были преждевременно: Божественный Искупитель, ужаленный змием в пяту, поразил змея в голову (Быт. 3: 15). Предав добровольно Себя на осуждение и заклание по воле Своего Отца Небесного, Сын Божий Господь Иисус Христос явился великой искупительной Жертвой за спасение грешного мира...
Екатеринбургские епархиальные ведомости. 1913. № 19.