|
Архимандрит Дамаскин (Орловский). Вниманию читателя предлагается житие священномученика Пимена (Белоликова; 1879-1918), епископа Семиреченского и Верненского, который большую часть своего служения провел в Урмийской православной миссии в Персии (Иране). Это потребовало исследования деятельности Урмийской миссии от ее учреждения в 1898 году до ее уничтожения в 1918 году после крушения Российской империи, формального упразднения в 1920-х годах и до смерти последнего Урмийского православного епископа в 1962 году. Деятельность заграничной Миссии была связана с дипломатическим и другими государственными ведомствами Российской империи, чему в книге уделяется значительное внимание. Многое из происходившего тогда остается актуальным для понимания сегодняшних исторических процессов. В книге уделяется внимание проблемам христиан и судьбе той части сирийского народа, который в силу политических условий оказался отторгнутым от православных поместных церквей. Большой интерес представляют рассматриваемые в данном исследовании международные отношения. Находящаяся в центре насыщенного событиями повествования жизнь священномученика Пимена, принимавшего в них деятельное участие, показывает, насколько сложным было в ХХ веке взаимодействие христианина с окружающим миром, если христианин руководствовался голосом совести, а не расчета. Книга предназначена для широкого круга читателей. Москва : Региональный общественный фонд "Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви", 2020. - 511 [1] с.: ил.
Вместо предисловия
Житие мученика ХХ столетия от агиописателя требует соблюдения некоторых условий – прежде всего, прямых отношений с тем, о ком автор пишет, что предполагает максимальную правду изложения. Это не означает, что должно быть явление святого жизнеописателю, но предполагает, что автор понимает, что сможет объясниться впоследствии с тем, о ком пишет. Если мы смотрим на святого как на пребывающего в некоем небытии, как на того, кто нас ни о чем и никогда не спросит, то мы можем писать о нем и домысливать, что угодно. Но мы можем ошибиться, и тогда нам придется горько пожалеть об ошибочно избранном методе изучения и описания жизни святого. Для того чтобы, излагая события, сохранить правду, неминуемо приходится воссоздавать, опираясь на первоисточники, ту внешнюю обстановку, в которой святой жил, а также жизнь окружавших его людей. В этом случае агиописатель имеет шанс получить одобрение от святого как изложивший все ставшие ему известными обстоятельства соответственно бывшим в действительности, ибо он излагает не то, чего не знает или о чем домысливает, а только то, что знает, хотя это знание порой и приобретается дорого – многими усилиями, трудами и скорбями.
У агиописателя могут быть две позиции относительно написания жития – это изложение правды или создание некоего мифа; иногда эти позиции имеют несчастье совмещаться, и тогда правда смешивается с мифом. Миф может создаваться из личных представлений агиописателя о святом, то есть на субъективном основании, или на том, каким общество видит образ святого. Эта вторая позиция по степени отклонения от правды мало чем отличается от первой. Сознательная или бессознательная попытка создать миф в любом случае является опасным по своим последствиям для общества обманом, невольной попыткой ввести читателя, желающего воспользоваться опытом святого, в заблуждение, что может привести к печальным последствиям. В некотором роде это как раз тот случай, когда слепой ведет слепца, и есть вероятность, что оба упадут в яму.
Как создается ложный миф, хорошо видно на одном из эпизодов жизни апостола Павла. Находясь в городе Листре, Павел проповедовал Евангелие. Тут же был и внимательно слушавший его человек, не владевший ногами от рождения. Павел, видя веру слушавшего человека, исцелил его именем Христовым. Но что последовало за этим? Этот факт в сознании окружающих оказался не связанным с проповедью о Христе, которую они только что слушали. Ложно поняв то, что они только что видели и слышали, они попытались выдать Варнаву за Зевса, а Павла за Гермеса как начальствующего в слове. Жрец идола Зевса принес венки, намереваясь совершить жертвоприношение богам, явившимся в образе человеческом (Деян. 14, 6-21). И сколько потребовалось от апостолов усилий, чтобы убедить народ не приносить жертвы и разойтись по домам, какое вызвало у них возмущение попрание правды, о которой они только что говорили, когда правда оказалась подменена человеческим мифом. Так действительный факт исцеления был проинтерпретирован через призму ложного опыта. Но точно так же и агиописатель, как, впрочем, и всякий историк, может рассматривать события и судьбы людей в рамках имеющейся у него мифологической теории, в рамках той идеологии, которую он почитает за истинную. В этом случае он изучает и затем излагает исторические события, используя метод прокрустовского упрощения: всё, что вписывается в его идеологическую схему, он принимает, всё, что не вписывается, – опускает. Кроме того, и сами события рассматриваются тогда через призму частного воззрения, и считается возможным на основании субъективного, частного воззрения толковать и оценивать значимые исторические события.
С наивозможной тщательностью мы старались при написании жития священномученика Пимена избегать мифологического подхода. При написании жития мы старались, насколько возможно, исследовать все те внешние обстоятельства, которыми сопровождалась жизнь святого, а также жизнь тех людей, которые окружали мученика, на поступки и слова которых он реагировал, проявляя человеческую слабость или мужество. Внешние обстоятельства были для мученика жизненным послушанием. Как и всякое чистосердечно воспринятое послушание, они оказывали на него значительное влияние, помогая стать христианской личностью, способной на мужественные поступки и бескомпромиссное следование за Христом.
В данном повествовании перед читателем предстанут люди очень цельные, посвятившие свою жизнь и отдавшие свое сердце евангельскому идеалу, такие, как епископ Кирилл (Смирнов) или протоиерей Иоанн Восторгов, одаренности, энергии и веры которого хватило бы на сотню людей. В повествовании перед читателем предстанут и люди идеалистически настроенные и честные, но неопытные и слабые, как архимандрит Феофилакт (Клементьев), готовые совершать благое дело в условиях благоприятных, но приходящие в растерянность при испытаниях, когда приходится определяться – в чем заключается их упование. Или такие, как епископ Сергий (Лавров), который, несмотря на всю сложность своего характера, беззаветно служил миссионерскому делу, им избранному, и приходил в смятенное состояние духа, когда его лишался. Через представляемое читателю повествование проходят десятки высокопоставленных государственных чиновников, военных и дипломатов, членов Святейшего Синода, руководителей епархий, православных миссионеров, деятелей христианских миссий других государств. В иных случаях с сожалением приходится наблюдать, как из старых дореволюционных деятелей на заре новой исторической эпохи в России образуются деятели «нового типа», лишенные, кажется, всяких представлений о нравственности. Одновременно с судьбами отдельных людей перед нами проходит судьба целого народа, чей исторический путь оказался усеянным вереницей безвременных смертей.
При исследовании архивных документов, на основании которых в значительной степени написано житие священномученика Пимена и в большом объеме введенных в саму ткань повествования, дабы никто не подумал, что всё описываемое было измышлено фантазией, стало видно, каким образом принимались решения государственными мужами и сколькими страданиями и смертями обернулись эти решения для тысяч людей. В человеческой истории нет решений, безразличных к судьбам людей. И тысячи принятых людьми решений, особенно решений, принятых людьми во власти, на Суде Божием обнаружатся как решения, повлекшие страдания и смерть многих людей. От этого Суда и от Лица Божия не уйдет никто. Поэтому странно и говорить, что надо что-то скрывать, творить вместо описания действительного образа подвижника или мученика образ рафинированный.
В предлагаемом вниманию читателя житии перед нами разворачивается – от ее первых шагов и до самого конца – история одного из важных миссионерских учреждений Русской Церкви – Урмийской православной миссии. Урмийская миссия в отличие от других миссий, чья деятельность была направлена к народам, не просвещенным светом Христовым, проповедовала христианам, которые по обстоятельствам внешним, политическим, оказались оторванными от православия. В центре внимания русских православных миссионеров оказался древний народ – сирийцы или айсоры, ассирийцы, халдеи, сирохалдеи, как их тогда называли, жившие в северной Персии и оказавшиеся под сильнейшим давлением окружавших их мусульман и диких племен. И они воззвали к России. Через всё повествование, через описание исторических перипетий проходит жизнь священномученика Пимена, епископа Верненского, – такая, какой она была в действительности.
Урмийская трагедия. Житие священномученика Пимена (Белоликова), епископа Семиреченского и Верненского
|
27.12.2024 Священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской. Работая Господу со страхом, радоваться Ему с трепетом.
26.12.2024 Архимандриту Дамаскину (Орловскому) – 75 лет.
Поздравляем дорогого батюшку с этой знаменательной датой и желаем помощи Божией в его трудах во славу Церкви Русской и Многая и благая лета! Далее
19.12.2024 Священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской. Пастырь добрый.
14.12.2024 Священномученик Иоанн Восторгов. Духовная раздвоенность.
02.12.2024 Священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской. Обогащение для «себя», а «не в Бога» (Лк. 12: 21), обычно наблюдающееся в жизни людей, и средства для обогащения «в Бога».
21.11.2024 Священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской. Помощь Ангелов.
18.11.2024 Священномученик Иоанн Восторгов. «Не бойся, только веруй!».
16.11.2024 На ХVIII Международном кинофестивале «Русское зарубежье» диплом за лучшую операторскую работу получил Константин Овчинников за фильм «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят». Фильм полностью построен на духовном наследии священномученика Фаддея (Успенского), архиепископа Тверского. Далее 15.11.2024 12 ноября 2024 г. на Радио ВЕРА в программе «Светлый вечер» был в гостях клирик храма Покрова Пресвятой Богородицы на Лыщиковой горе в Москве, член Синодальной комиссии по канонизации святых архимандрит Дамаскин (Орловский). Разговор шел о новомучениках, пострадавших в период советских гонений, и о том, как собирается информация об их служении, подвигах и как составляются их жития. Далее
01.11.2024 Священноисповедник Амвросий (Полянский), епископ Каменец-Подольский и Брацлавский. Современные ожидания золотого века на земле. 01.11.2024 Фильм «Священноисповедник Роман Медведь. Стремиться непрерывно к совершенству» получил второй приз Десятого кинофестиваля «Святой Владимир» - 2024 в номинации документальных полнометражных фильмов.
28.10.2024 Священноисповедник Роман Медведь. Мысли о Церкви.
19.10.2024 Священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской. Воскрешение мертвых. 14.10.2024 Священноисповедник Лука (Войно-Ясенецкий), архиепископ Крымский. Притча о талантах.
10.10.2024 Священномученик Онуфрий (Гагалюк), архиепископ Курский. Ревность о христианской вере.
01.10.2024 Выставка «Живое слово» в Бутове.
27.09.2024 Священномученик Григорий (Лебедев), епископ Шлиссельбургский. О Божьем Промысле.
22.09.2024 "Священноисповедник Роман Медведь. Стремиться непрерывно к совершенству". Документальный фильм. 18.09.2024 Архимандрит Дамаскин (Орловский): «Фильмы о святых должны быть основаны на их слове, раскрывающем внутренний мир». XXI кинофестиваль Доброго кино «Лучезарный Ангел».
17.09.2024 Фильм «Священноисповедник Роман Медведь. Стремиться непрерывно к совершенству» вошел в конкурсную программу по номинации полнометражных документальных фильмов Х Фестиваля кино и телефильмов духовно-нравственного содержания «Святой Владимир».
13.09.2024 10 сентября в Музее истории ГУЛАГа состоялась премьера фильма "Священноисповедник Роман Медведь. Стремиться непрерывно к совершенству". 13.09.2024 "Я УХОЖУ В ВЕЧНОСТЬ…"Фильм о мученике Николае Варжанском .
12.09.2024 Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят | трейлер .
04.09.2004 3 сентября в Вознесенском соборе города Твери, где покоятся мощи священномученика Фаддея (Успенского), архиепископа Тверского, состоялся показ фильма «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят».
26.08.2024 Священноисповедник Роман Медведь. Праведная собственность.
10.08.2024 Cвященномученик Серафим (Звездинский), епископ Дмитровский. Остались лишь стены одни.
03.08.2024 К 25-летию со дня обретения мощей священноисповедника Романа Медведя. Архимандрит Дамаскин (Орловский). Стремиться непрерывно к совершенству.
31.07.2024 Священноисповедник Сильвестр (Ольшевский), архиепископ Омский. Радость моя.
29.07.2024 Священномученик Димитрий Павский. Образованный слепец. 16.07.2024 Мученик Николай Варжанский. О молитвах за умерших. 14.07.2024 Священномученик Фаддей (Успенский). Дыхание жизни Божественной.
10.07.2024 Священномученик Онуфрий (Гагалюк), архиепископ Курский. Лучше быть мучеником, чем совершить грех.
23.06.2024 Священномученик Иоанн Восторгов. Коленопреклоненные молитвы.
03.06.2024 Священноисповедник Лука (Войно-Ясенецкий), архиепископ Симферопольский и Крымский. Меня нашли не искавшие Меня.
27.05.2024 Архимандрит Дамаскин (Орловский). Слово в Неделю 4-ю по Пасхе, о расслабленном.
23.05.2024 Архимандрит Дамаскин (Орловский). Подвиг мучеников в следовании за Христом.
20.05.2024 Священномученик Феофан (Ильменский), епископ Соликамский. И надежда их оправдалась. 15.05.2024 Священномученик Иоанн Восторгов. Дружная семья.
06.05.2024 Священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской. Второй день Святой Пасхи.
05.05.2024 Священномученик Николай Гаварин. Наилучший день из всех дней. 30.04.2024 Священномученик Сергий Увицкий. Суд над Господом Иисусом Христом при свете истории.
27.04.2024 На канале Радость моя вышел специальный выпуск телепрограммы "Живое слово" : Почему мы говорим о новомучениках Церкви Русской. С архимандритом Дамаскиным (Орловским), доктором исторических наук, научным руководителем Фонда "Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви", беседовала Елена Юрьевна Нуйкина, кандидат исторических наук, научный сотрудник отдела археографии Института славяноведения РАН. Далее
14.04.2024 Священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской. Лествица духовного восхождения.
10.04.2024 Священномученик Иоанн Восторгов. Настоящее достоинство.
06.04.2024 Архимандрит Дамаскин (Орловский) и протоиерей Максим Максимов в программе «Светлый вечер» на радио «Вера». «Значение сохранения памяти о новомучениках и исповедниках Церкви Русской».
31.03.2024 Архимандрит Дамаскин (Орловский). Научиться узнавать Христа.
23.03.2024 Священноисповедник Сильвестр (Ольшевский). В Неделю Православия.
16.03.2024 В рамках реализации проекта "Живое слово" по созданию фильмов о новомучениках, вышел трейлер фильма "Священноисповедник Роман Медведь. Стремиться непрерывно к совершенству".
11.03.2024 Священномученик Иоанн Восторгов. Страшное и гибельное заблуждение.
06.03.2024 Архимандрит Дамаскин (Орловский): Жития новомучеников – духовное лекарство, которое надо принимать всю жизнь. Интервью порталу bogoslov.ru.
05.03.2024 Проповедь архимандрита Дамаскина (Орловского) в неделю о блудном сыне. Воскресшая от духовной смерти душа.
27.02.2024 Священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской. Дверь к покаянию.
05.02.2024 Проповедь архимандрита Дамаскина (Орловского) в день Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской в храме Покрова Пресвятой Богородицы на Лыщиковой горе.
25.01.2024 Вышла в свет книга трудов священноисповедника Николая Лебедева «Отвращайтесь зла, прилепляйтесь к добру...», включающая в себя житие, написанное архимандритом Дамаскиным (Орловским). 14.01.2024 Рождественский подарок священноисповедника Афанасия (Сахарова).
08.01.2024 Священномученик Онуфрий (Гагалюк), архиепископ Курский. Зачем же родился Бог?
01.01.2024 Священномученик Неофит Любимов. Слово на Новый год. 01.01.2024 Митрополит Тверской и Кашинский Амвросий совершил праздничное бдение в Вознесенском соборе Твери по случаю памяти священномученика Фаддея, архиепископа Тверского . Далее
14.12.2023 Мученик Иоанн Емельянов. «Я не должен никому делать зла...»
10.12.2023 Священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской. Средство духовно выпрямиться.
08.12.2023 Священномученик Илия Громогласов. Даже Бог не может спасти нас без нас.
29.11.2023 Восемь дней в солдатской теплушке.
27.11.2023 Лучший подарок – редкие книги для библиотек и общественников.
17.11.2023 Священномученик Неофит Любимов. Долг существа разумного.
16.11.2023 Священномученик Серафим (Звездинский), епископ Дмитровский. О Божественной литургии. 31.10.2023 День памяти жертв политических репрессий.
27.10.2023 30-летие обретения мощей священномученика Фаддея, архиепископа Тверского, отметили в храме, построенном на месте, где были обретены мощи святого.
14.10.2023 Архимандрит Дамаскин (Орловский). Слово в день Покрова Пресвятой Богородицы и в день рождения священноисповедника Романа Медведя.
13.10.2023 Священномученик Димитрий Троицкий. Под Твою милость прибегаем. 07.10.2023 Епископ Вениамин (Воскресенский). О церковном пении. 03.10.2023 Священномученик Константин Твердислов. Жить надо бодро и мужественно.
27.09.2023 Священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской. Никогда не истощающаяся сила.
24.09.2023 Священномученик Григорий (Лебедев), епископ Шлиссельбургский. Программа жизни.
12.09.2023 Священномученик Онуфрий (Гагалюк), архиепископ Курский. Беседа в день Усекновения главы святого Иоанна Крестителя.
07.09.2023 Опубликован Библиографический указатель печатных трудов архимандрита Дамаскина (Орловского), доктора исторических наук, научного руководителя Фонда "Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви".
02.09.2023 Под знаменем Веры Христовой. Фильм о тайном женском монастыре, созданном в начале 20-х г. ХХ столетия. Независимая телевизионная компания "Заволжье" и Народная киностудия "Юность"
28.08.2023 Священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской. И по смерти живая. 25.08.2023 Как священномученик Фаддей (Успенский) повлиял на Астрахань и съемочную группу проекта «Живое слово». Далее.
20.08.2023 Священномученик Александр Хотовицкий. Не теряйте надежды на спасение.
|