Ваше Высокопреподобие, отец Дамаскин, расскажите, как, когда и почему Вы стали заниматься историческими изысканиями о новомучениках?
– В конце 70-х годов, ещё при советской власти, я почёл своим церковным долгом собрать сведения о мучениках, пострадавших за веру в XX веке, считая, что в Церкви должно непрерывно сохраняться Церковное Предание. Я сталкивался со свидетелями подвижнической жизни и казни новых мучеников, в памяти которых сохранялось это Предание, и передо мной встала насущная задача – его записать.
История жизни новомучеников – это история нашей страны нового времени, ведь мученики жили не в безвоздушном пространстве, а в конкретной исторической среде, тесно общаясь с окружающими их людьми из разных социальных слоёв. Но написать биографию, жизнеописание или житие ещё непрославленного мученика, опираясь только на воспоминания частных лиц, например, родственников, невозможно, потому что исповедническая часть жизни мучеников соприкасалась с государством; большинство из них были арестованы и прошли через различной степени тяжести допросы, о которых никто из родственников не мог ничего знать, – это была закрытая от них часть жизни.
Пришлось изучать и эту часть жизни новомучеников, сравнивая то, что было рассказано свидетелями, с информацией, находящейся в архивах служб безопасности. Для меня это был полезный опыт, впрочем, как и для всякого человека, имеющего мужество с ним со прикоснуться: люди и очень хорошие могут пасть, а тот, кто вроде и неизвестен был, как подвижник, может восстать, – пока человек не умер, о нём ничего нельзя сказать верного.
Опыт исторического изучения (свидетельства очевидцев и архивные данные, из которых становилось ясно, под какими документами человек подписался) показал, что невозможно мученика выдернуть из исторической среды, изучать так, будто он жил вне истории; нужно изучать историю человека и страны комплексно, а иначе действия и поступки мученика нельзя понять.
Несмотря на то, что с 90-х годов, когда стали доступны архивы, прошла четверть века, наша история мало продвинулась в изучении, – есть публикации документов, но нет понимания, что же всё-таки тогда произошло. Мы и сейчас не имеем всего комплекса документов, поэтому жития новомучеников могут стать для людей пособием по изучению истории страны. Жития новомучеников написаны в двух плоскостях: это история их исповеднического подвига и история страны. Причём это пособие полезно как для людей церковных, так и для нецерковных, служа для них барьером, могущим ограждать их от мифов о прошлом.
Я не предполагал заниматься этими исследованиями в одиночку – надеялся, что это будет совокупная деятельность многих людей в регионах, но, к сожалению, большую часть работы пришлось выполнять самому. Это оказалось закономерным. Чтобы сделать подобную работу, имеющую свою, непонятную для постороннего человека специфику, нужно было приобрести соответствующий много летний опыт – опыт четверти века работы в архивах. Когда я приобрёл этот опыт, мне уже некуда было отступать.
Каковы официальные источники информации о новомучениках? Насколько они сейчас открыты и доступны?
– Все новомученики и исповедники Церкви Русской прошли через следственный процесс, кроме некоторого числа тех, кто пострадал во время Гражданской войны. Основным источником сведений об исповедническом подвиге мучеников являются судебно-следственные дела. Этот источник следует рассматривать в двух плоскотях: как источник по истории репрессий, истории самого репрессированного и как источник об исповедническом подвиге новомучеников. А это разные области.
Для изучения истории того или иного репрессированного священника могут быть достаточными и ограниченные сведения: судебно-следственное дело, приговор к расстрелу, где и когда приводили приговор в исполнение, где человек находился в заключении и какие документы он подписал, находясь под следствием. Мы можем из них узнать: где священник служил, когда его арестовали, характер допросов и, наконец, сведения о его кончине. Но здесь нам будет известна только внешняя сторона, для которой этих архивных данных будет достаточно.
Отец Дамаскин, каким образом проводятся исследования жизни пострадавшего и по каким критериям определяется святость?
– Если говорить о новомучениках, то в этой области исследователь существенно ограничен, потому что исследования о новомучениках требу ют исключительной полноты – до предельной ясности понимания внутренней жизни человека, понимания его личности и характера его исповеднического подвига, а для этого уже недостаточно судебно-следственных дел. Если учесть, что тот или иной мученик жил при советской власти ещё, например, лет двадцать до ареста, ежедневно сталкиваясь с представителями власти, жил во враждебной по отношению к нему среде, причём пристально наблюдающей за ним, и если мы ничего об этой стороне жизни исповедника не знаем, то это значит, что мы не знаем о нём почти ничего.
Когда человек арестовывался несколько раз, и, если при этом нам известны материалы только одного дела, мы опять не знаем ничего о его исповедничестве, ведь он мог пасть ещё до ареста, например, быть на службе у НКВД и продолжать при этом служить в храме – время было тогда беспощадное. Это было время гражданской войны власти с народом – то затихавшей, то разгоравшейся вновь. Бывало, что человек соглашался на сотрудничество с НКВД, но потом раскаивался и прекращал его, как священномученик Владимир Медведюк, которому в полной мере пришлось понести крест плодов покаяния. Но во многих случаях документы с согласием на сотрудничество с органами НКВД и с отказом от него остаются неизвестны.
Кто-то не подписывал показаний со лжесвидетельствами, исходя из здравого смысла, не признавал себя виновным, но вовсе не из боязни нарушить заповеди Христовы, потерять надежду на вечную жизнь, а потому, что понимал, что, признав себя виновным, может потерять надежду на освобождение. Мы зачастую не знаем мотивации поступка.
Во всяком исследовании человеческой личности нужно знать мотивы поступков человека, его помышления. Каковы причины, почему он не соглашается стать лжесвидетелем? Из страха ли Божия, боясь согрешить и стать отступником, нарушив заповеди, что собственно и является христианским мотивом, или исходя из здравого смысла – чтобы иметь шанс выжить?
Кроме Бога сердце человека не знает никто?
– Да, кроме Бога сердца человеческого не знает никто и сердца исповедника тоже. Но есть достаточно случаев, особенно если человек арестовывался многократно, как, например, священномученики Иоасаф (Удалов) и Кирилл (Смирнов), когда по изучении материалов всех следственных дел становится ясно основное содержание жизни исповедника - как сознательно избранная жизнь и смерть за Христа.
Но из-за того, что архивы всё-таки неполностью открыты – нет доступа к целому ряду документов в соответствии с Законом РФ «О государственной тайне», это делает невозможным исследования многих материалов о новомучениках. За эти годы комплексы документов претерпели ревизию; часть документов была изъята, причём это происходило в режимных архивах на территории всего бывшего Советского Союза.
Каким образом приводился приговор в исполнение? На примере Бутовского полигона.
– Я всё-таки историк и должен опираться на точные, документально подтверждённые факты. В первой половине XX века до середины столетия столетия расстрелы, казни, часто массовые, производились во многих странах, не только на территории России. А формы убийства человека не разнообразятся...
Есть описания, возникшие из поздних опросов свидетелей, как это происходило на Бутовском полигоне: сначала людей приговаривали к расстрелу, потом делалось фото – тюремная фотография в анфас и профиль – которые были нужны, чтобы сверить по ним привезённых на расстрел людей.
Система «троек НКВД», судов и приговоров работала как государственная машина, и если при сверке фотографий обнаруживалась ошибка, то этого человека отправляли обратно в тюрьму. Сотрудники НКВД действовали не по произволу, а согласно жёсткой инструкции.
В этом и заключается самое большое лукавство, «узаконенное беззаконие»...
– Да, в нашем представлении они совершали беззаконие, однако, каждый из них действовал, как он это понимал, в соответствии с инструкцией, за нарушение которой и сам мог быть привлечён к ответственности. Другое дело, что сама эта инструкция была бесчеловечной и беззаконной по отношению к правилам человеческого общежития, противной Закону Божьему.
А действовали исполнители по такой схеме: приговорённых привозили в бараки, соответствующие люди, придя в барак, сверяли личность человека с фотографией и выводили его к так называемым сотрудникам по особым поручениям для приведения приговора в исполнение. Затем производился расстрел, а тела сталкивались и закапывались в заранее вырытые экскаватором рвы.
В 1990-е, когда встал вопрос об изучении Бутовского полигона, как места массовых казней, Московское управление службы безопасности произвело расследование: были опрошены те, кто имел в то время отношение к хозяйственному управлению НКВД, вырыты пробные шурфы, а затем силами прихода Новомучеников и исповедников Российских на Бутовском полигоне были произведены раскопки некоторых рвов – таким образом установлено, что полигон действительно является местом массовых захоронений расстрелянных.
Неужели было достаточно только одного обвинения в принадлежности к Церкви, чтобы приговорить к смертной казни?
– Конституцией тогда гарантировалась свобода вероисповедания, и если следователи и спрашивали арестованного о вере, то только приватно, не занося этой части допроса в протокол, потому что это было бы нарушением права, данного человеку Конституцией, поэтому арестованному вменялись в вину преступления политического характера (ст. 58 УК СССР). В то время социальный слой духовенства и даже тех, кто вообще не имел никакого отношения к Церкви, обвиняли в политических преступлениях, которых они не совершали.
Исповедник стоял перед выбором: признать навязываемое ему лжесвидетельство или не признать. Понятно, что когда ему предлагали лжесвидетельствовать, то сулили «горы золотые», по крайней мере, сохранение жизни или облегчение условий нахождения в заключении. Но человек понимал, что это – против совести; его обвиняют в контрреволюционной деятельности как представителя духовенства, что обвинение выдвинуто против Церкви, как религиозной организации. Кроме того, следователи часто требовали, чтобы арестованный оговорил не только себя, но и других, и по его оговору арестовывали этих людей. Такого «свидетельства», подписанного подследственным, было достаточно для ареста и расстрела невиновных.
Как-то страшно всё это звучит. Большое лукавство, а цель какова?
– Понятно, что цель была в ослаблении Церкви, в уничтожении верующих, и каждый человек сам тогда выбирал, каким образом и кем он умрёт – исповедником или предателем. Он не мог ничего изменить, он был уже арестован, но мог сделать достойный выбор. Для христианина всё это было нестрашно!
Когда человека арестовывают и ведут на допрос, а его совесть смущена, обременена грехами, тогда будущее представляется пугающим, потому что не принесено достойных плодов покаяния, нет и исправления жизни. Всё самое главное, забота о спасении своей души откладывалось на потом, а это «потом» не наступило. Впрочем, с подобным человек сталкивается и в сегодняшней, обыденной , когда нет казней и расстрелов.
Апостол Павел ясно представлял свой христианский путь и даже рад был расстаться со временной жизнью, как с преградой, мешающей соединиться со Христом. Многие люди выбрали именно этот путь, принимая казнь как освобождение истосковавшейся по Христу души из плена. Перед смертью важен лишь один ответ на вопрос: каким ты предстанешь перед Богом?
Р.S. Что ж, власть добивалась своего, а христиане получили венцы мученической славы.
Беседовала Наталия Рысева.
Звенигородские ведомости, № 19 (1301), 13 мая 2017