Неделя о блудном сыне
Предваряя притчу о блудном сыне, Господь приводит притчи о потерявшейся в горах овце и о потерянной драхме, давая понятие о некоторых фундаментальных качествах человека: человек не тому радуется, что у него есть, причем, есть неизмеримо больше того, что он потерял, а тому, что он это потерянное нашел. В одном случае он радуется, что нашел бессловесное животное, в другом случае – потерянную монету. В обоих случаях он свою находку, то что у него было, но что он потерял и нашел, воспринимает как событие необыкновенное, по поводу которого устраивает праздник и созывает друзей и соседей. И Господь как бы в укор фарисеям хочет сказать: если грешный человек радуется тому, что потерял и нашел, то тем более радуется Бог, Который теряет человека, впавшего в грех, когда обретает его в покаянии. И не только Бог радуется, видя, что его творение достойно того предназначения, для которого было сотворено, но и пекущиеся о душе человека Ангелы Божии, когда видят, как заполняется дом Божий, трапеза Господня, и сколько покаявшихся людей будут сопричислены их славе.
В притчах о потерявшейся овце и потерянной драхме Господь показывает отношение человека к окружающему его миру – бессловесной скотине и бездушной вещи. Но в притче о блудном сыне Господь прямо говорит о взаимоотношениях Бога и человека, когда под Отцом, дающим человеку земное имение, подразумевается Бог. По существу, и младший, и старший сын были полноценными владельцами имения, за исключением разве того, что не могли употребить его тут же для удовлетворения своих пожеланий. Они были ограничены лишь в свободе тратить имение. Но как следует из поступков младшего сына и из слов старшего они были ограничены справедливо, потому что это данное Богом имение не знали на что употребить, не знали его смысла, не знали зачем оно им дано и тяготились тем, что им приходится трудиться, не соображая того, что трудятся они в том, что им дано бесплатно. Они не видели смысла в труде, а в Боге не видели благого Отца. Они не любили Его настолько, чтобы понять, что Он – эта сама Любовь, и она заповедала им трудиться и трудиться со смыслом.
Но, наконец, у младшего сына возникает помысел – отделиться от Отца, потребовать отдать ему якобы законную часть имения. Как это часто бывает, не сразу этот помысел дошел до реализации, до поступка, лишь через какое-то время младший сын, собрав причитающееся ему имущество, пошел в дальнюю страну, подальше от упрекающих глаз Отца, находясь в заблуждении относительно того, что от Бога можно куда-нибудь скрыться. Бог не противился этому, Он оставляет человеческую волю действовать свободно, так что человеку хочет он того или нет придется нести полную ответственность за свои деяния – и добрые, и злые. И ни один человек, даже сознательно служащий злу, не может сказать, что Господь толкнул его делать зло.
И чего же хотел младший сын, для чего брал имущество? Для того ли чтобы благими трудами умножить его и вернуться к Отцу с положительным опытом и умноженным достоянием? Нет, младший сын лишь хотел потешить свои страсти, и в этом и была вся его цель. Он в этом и предполагал найти смысл своей жизни. Но вступив на путь потакания страстям, которые Христом обозначены ясно, в самой форме их осуществления, – праздность, безудержное веселие, блуд – он идет по этому пути до конца и уже не может остановиться, потому что сам грех – это страшно – омрачает и ослепляет человеческое сознание. Человек как бы утрачивает личность, подобно тому бесноватому, который утратил свое имя, растворившись в бесовской стихии. Младший сын, истратив все средства, начинает тогда искать хоть какую-то работу, чтобы не умереть с голоду. Но работу ему дают, а пропитание – нет. И как всякий вступивший на этот путь он идет по нему до конца, когда наконец на пороге его жизни встает голод, и за ним смерть. Только это крайнее состояние, крайняя беда силой принуждения заставляет человека вспомнить о Боге. Вспомнить, откуда он, как падший ангел, ниспал. Вспомнить, как живут добросовестные наемники в доме Отца, которые всё имеют и даже избыточествуют, и вопрос о голодной смерти для них не стоит.
Стоя у последней черты, чтобы избежать страданий голода или смерти, младший сын мог пойти дальше в сторону нарушения заповедей, неся зло уже не только себе, но и другим. Но он вспомнил о главном, он вспомнил о Боге, Который даже и наемников снабжает всем необходимым. Какое же благо, когда человек может вспомнить о Боге, когда у него есть хотя бы начатки религиозных знаний и, соответственно, религиозного воспитания. Здесь однозначный ответ на вопрос, нужно ли во младенчестве учить вере детей. Младший сын вспомнил о беспредельном милосердии Бога. Но как вернуться? Каков этот путь возвращения? Но путь возврата только один – через покаяние, через признание того, что он недостоин называться сыном, расточив данное ему Отцом достояние на удовлетворение греховных страстей. Поняв и почувствовав это, он не стал медлить и пошел к Отцу каяться. Другого пути нет. Мы не примиримся с Богом, если не покаемся в том, что сами осознаём как преступление. Обращает на себя внимание в притче Христа о блудном сыне то, что сын возвращается к Отцу, чтобы принести покаяние, но он еще не произнес ни слова, когда Отец вышел ему навстречу, обнял и расцеловал его.
Произвело ли впечатление на сына благодатное прощение Отца, неизвестно, но сам сын делом завершил покаяние, не только испросив прощение у Отца, но и заявив, что не достоин называться Его сыном, и, следовательно, готов добровольно нести наказание за совершённый грех. И Господь вернул ему всё его достояние как сыну. Обратим внимание, как Господь называет его покаяние – и в небесной, и в земной плоскости – сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. Господь характеризует его состояние после покаяния – воскресением. А это дорогого стоит. А когда говорит: «пропадал и нашелся», то тем подчеркивает, что это еще не последнее воскресение, но это воскресение души, которое возможно на земле, как результат глубокого покаяния перед Богом. Ну и о старшем сыне, который, услышав, какой праздник устроил Его Отец вернувшемуся в дом блудному брату, не захотел войти и в дом. И Господь снова Сам выходит на встречу, чтобы пригласить и этого сына в дом. Таковы отношения: Бога к человеку и человека к Богу. Еще не входя в дом, старший сын четко сформулировал свою позицию. Оказывается, что и он мечтал о том же, о чем мечтал его младший брат, – повеселиться отдельно от Отца со своими друзьями, он в этом думал найти себе отраду и утешение, то есть в отделении от Бога. Разница между братьями была лишь та, что младший брат «утешался» до полной растраты имущества, а старший предполагал, что это «утешение» может быть эпизодическим. Поразительно его рассуждение о том, что он работает на Отца. Но ведь имущество, данное ему бесплатно, ему и принадлежит, но получается ему в тягость труд по сохранению имущества, и он хотел бы им свободно распорядиться, не принимая в расчет того, что в силу неизбежности смерти оно дается ему в любом случае во временное владение, указывая, что этим имуществом нужно воспользоваться ко благу. Живя в присутствии Божием, сыновья не понимали того, что следовало бы понять в первую очередь и чему научиться у Отца – Его бесконечному милосердию и, следовательно, такому же отношению к своему ближнему. Младший сын почувствовал это на практике через греховное падение и покаяние, старший сын может быть через слово Отца, старавшегося привести его в чувство: «Сын Мой! Ты всегда со Мной и всё Мое твоё». Эта простая констатация правды, очевидность, что чем владеет Отец, тем и сын. Но главное не в имуществе, которое дается во временное владение до наступления смерти человека, а что ценнее и значительнее любого имущества – душа человека, которая может быть умерщвлена поступками человека, но через покаяние воскреснуть. И это воскресение души человека Богу и, предполагается, что и нам должно быть дороже всего на свете.
И не случайно Господь предваряет притчу о блудном сыне притчами о потерявшейся и найденной овце, пропавшей и найденной драхме: если человеку естественно радоваться такой находке, то сколько же больше человек должен радоваться воскресшей от духовной смерти душе. Господь нас призывает к тому, чтобы радоваться благому изменению души ближнего вместе с Богом, подражая Богу, Который столь много печется о нас.