scale 1

Пятьдесятницу празднуим, и Духа пришествие…

Что же дает Дух Святой?

Вся подает Дух Святый, точит пророчествия, священники совершает, некнижныя мудрости научи, рыбари богословцы показа, весь собирает собор церковный.

Всё это говорим не своими словами, не от человеческой мудрости и знания, а языком и учением церковных песнопений.

И здесь не только разрешение вопросов религиозных с точки зрения новозаветной, христианской, но и всех вопросов мировых, касающихся истории и жизни человеческих обществ. Ибо вечно справедливы слова одного великого мыслителя, что все мировые и исторические проблемы в сущности своей при глубоком рассмотрении сводятся к одной: к вере или неверию.

Мы, говорит апостол, приняли не духа мира сего, а Духа от Бога (1 Kop. 2: 12). Ныне, в день Пятидесятницы, когда мы вспоминаем сошествие в мир Духа от Бога, особенно уместно и своевременно вдуматься в то различие, которое разделяет дух мира от Духа Божия.

Христианство, которое есть от Духа Божия, учит, что человек создан по Божьему образу. Христианство верит в добрые, чистые и святые стремления, на них оно строит нравственное совершенство людей, на них основывает свои призывы к добру, и богоугождение неистребимо в душе человека; но христианство, и это особенно нужно заметить, признает в человеке и стремления злые. Христианство считает их пагубными, смертельными, незаконными в человеческой душе, оно именует их плодами греха первородного, с которым человек, созданный по образу Божию, должен вести целожизненную борьбу. И с этой точки зрения оно рассматривает всю историю человечества до Христа и после Христа. Люди искали совершенства, искали применения и осуществления своих врожденных добрых стремлений, созидали человеческие общества и государства, создавали науки, искусства, философские и нравственные учения, много хорошего говорили о добродетели, о героях и героизме. Но рядом с такими добрыми стремлениями жили в них и злые и производили плоды по роду своему – отсюда развращение людей и потоп, отсюда крушение человеческих надежд, отсюда разделение людей и Вавилонское столпотворение, отсюда злоба, вражда, животность и зверство в нравах людей, отсюда самые добродетели людей являлись только прикрашенными пороками, отсюда разрушение царств как следствие глубокого развращения народов и то странное отчаяние, которое охватило весь мир ко времени пришествия Христова, – страх смертный.

Пришел Христос, дал научение веры и жизни, явил в Себе пример святости, искупил человечество, послал Духа Святого, основал Церковь – и процвела пустыня человеческой жизни как прекрасный сад: мытари, грешники, блудники удивили мир подвигами покаяния, чистоты, самоотвержения, дети прославились как мученики; правда, мир, любовь и самопожертвование оживили мир и прошли во все отношения: личные, семейные, общественные, государственные, международные – если не всегда как факт, то всегда как идеал, к которому человечество и доселе неизменно стремится. История Церкви, история христианства стала историей святых и праведных. Нашлись силы для борьбы человека с дурными влечениями своей природы, и эти силы, по нашей вере в Искупителя Христа, подает нам в христианстве, в Церкви Дух Святой. Его благодатью восполняется естественная человеческая духовная немощь христианина, и, вспомоществуемый ею, может он дерзновенно повторять духовно мужественные и великие слова апостола: Всё могу в укрепляющем меня Иисусе Христе (Флп. 4: 13). Бог, по словам другого апостола, теперь в Христовой Церкви подает вся нам Божественныя силы, яже к животу и благочестию (2 Пет. 1: 3). Таков Дух от Бога, Которого мы приняли.

Что же такое дух мира? Дух мира есть дух гордыни, хотя и прикрытой блистательными фразами. Дух мира есть дух древнего язычества. Он верит, как и христианство, в добрые влечения человеческой природы, но вместе с тем совершенно забывает о влечениях злых. На этой переоценке человеческих сил он и строит жизнь, и, что удивительнее всего, никакие опыты истории его ничему не научают. Он видит, что свобода вырождается в рабство и анархию; братство подменяется злобными преследованиями одних другими; равенство обращается часто в насилие, в господство презрения и взаимных преследований, – видит всё это и все-таки продолжает уверять, что стоит лишь предоставить человеку свободу развивать добрые стремления своей природы, и он непременно будет добродетельным, крепким, благородным и героем. Почему, однако, дух мира признает законными в человеке добрые чувства и намерения? Потому что они существуют – только поэтому, а не потому, что они внедрены в человека высшей Творческой волей. Однако ведь существуют в нас также и злые стремления, и тот же путь суждений, по здравой и справедливой логике, должен привести нас к признанию законными и злые стремления! Но тогда почему же добрые должны торжествовать над злыми?

Здесь тупик для человеческой мысли в жизни. И всё зависит лишь от того, что дух мира высокомерно не хочет признать первородного греха, как унижающего якобы достоинство человека, не хочет признать нужды в особой помощи от Бога, именуемой благодатью Святого Духа, не хочет признать искупления и Церкви, необходимости для народа быть народом церковным, ибо только в Церкви мы принимаем эту благодать Духа.

И вот где причина той глубокой трагедии, которую всегда переживали человеческие общества со своими попытками устроить жизнь без Бога и Церкви. Вот где причина и того страшного состояния, в котором мы теперь все находимся в этот грозный, страшный и, быть может, последний и ужасный час нашей жизни государственной, – чего уж никто теперь от себя не скрывает. Говоря так, мы совершенно не касаемся и не разумеем никакого политического строя, а указываем только то, что вечно, что ценно, что обязательно при всяком строе жизни.

Прекрасны эти слова о свободе, братстве, равенстве, и прекрасны, достойны всякой хвалы и сочувствия попытки на этих основах строить жизнь и взаимные отношения, и дай Бог им успеха. Но человек-то слаб и грешен; но злых людей много; но страсти бушуют на свободе более, чем высокие и благородные порывы... Проснитесь, одумайтесь, покайтесь, веруйте в Евангелие, падите к ногам Иисуса, ищите Его помощи, примите Его закон новой Пятидесятницы, примите Духа Святого, живите Им в Его Церкви. И когда воля человеческая войдет в общение с Духом Божиим, тогда человеческое бессилие сокрушится, и вместо него придет и воспрянет в человеке сила неодолимая, сила Богочеловеческая, и нельзя тогда определить и даже гадательно предуказать пределы мощи и развития человеческого духа.

Вся подает Дух Святый, точит пророчествия, священники совершает, некнижныя мудрости научи, рыбари богословцы показа, весь собирает собор церковный.

Это не слова и обещания. Это – факты, засвидетельствованные непреложно двухтысячелетней историей человечества. А в прошлом основа власти – и указания для будущего. Аминь.

1917 год