11

                                                                                      
Из проповеди в Неделю Православия

Чтобы быть причастником благ христианства, необходимо принадлежать к истинной Церкви и держаться ее исповедания. Быть христианином без вероисповедания и Церкви так же невозможно, как невозможно быть гражданином без народности. Кто, не разделяя исповедания истинно церковного, желает оставаться христианином, тот неизбежно создает в своей душе личное самочинное исповедание. Это самочинное исповедание, предоставляя человека его собственным силам, лишает его руководства Божественного. Такой человек, хотя бы одушевлен был в деле веры самыми добрыми намерениями, впадает в односторонности, которые влекут его к гибели. <…>

Церковь наша, при Божественном водительстве прошедшая горнило испытания от напора всевозможных сил внешних и внутренних, драгоценна своей всеобъемлемостью и широтой разумения, своей полнотой и глубиной любви о Христе. Церковь Православная никогда не ставила своей основной и единой целью господственную вселенскость, или кафоличность. Не способна она на протест против высшей силы за узкие права человеческой личности. Наша Церковь во смирении и с детской простотой к единому всегда стремилась – дабы ей право славить Господа. И в своем правом славлении, освящая всё существо человека и мира, она явила полноту высшей силы и духовной красоты. Богослужебные чины, песнопения, уставы и все виды истинно церковного благочестия представляют собой неисчерпаемый родник этой силы и красоты. Сия вера православная!

Чтобы воспринять эту спасительную веру, преподаваемую Православной Церковью, человек должен открыть для нее всё свое духовное существо, то есть не один разум, но и сердце, и в особенности сердце. От избытка сердца говорят уста. Уразуметь достоинство веры можно, только прочувствовав ее состояния. Аще не уверуете, не имате разумети. По словам Самого Господа, если кто... не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его, – будет ему, что ни скажет. Наш век есть по преимуществу век рассудочный, и оттого, вероятно, не дается вера многим людям нашего времени. Но кто способен сердцем проникнуть глубину веры и разумом обнять ее проявления, бывшие в течение ряда веков, – какое захватывающее зрелище узрит он! Сколько нравственной высоты, сколько подвигов, сколько духовного восторга! Он воскликнет словами апостола: мы приступили не к горе, осязаемой и пылающей огнем, не ко тьме и мраку и буре, не к трубному звуку и гласу глаголов... Но... приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства, и к Ходатаю нового завета Иисусу. Это – та вера, которая единственно способна дать удовлетворение и умиротворение страждущему от всезлобного греха бедственному человечеству. Сия вера вселенную утверди!

Посему, назидая себя на святейшей вере нашей, будем держаться исповедания упования неуклонно. Одним из ярких выражений нашего исповедания является внешнее чествование святых икон Спасителя, Богоматери и святых. Самое Торжество Православия установлено после падения иконоборства, которое в течение полутора столетий страшными насилиями угнетало Православную Церковь. Противники православного исповедания как в древности, так и ныне свое ожесточение направляют прежде всего на священные лики. А мы к этим ликам обратим свой умиленный взор и свое пламенеющее любовью сердце.